ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению
О проекте Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании»
Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению, рассмотрев проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании», представленный Правительством Кыргызской Республики в соответствии со статьей 79 Конституции Кыргызской Республики (постановление от 22 октября 2015 года № 727), отмечает следующее.
1. Концепция проекта Закона направлена на повышение эффективности пенсионной системы, усиление страховых принципов назначения пенсий и оптимизацию расходов из республиканского бюджета на выплату базовой части пенсии.
2. Соответствие содержания проекта Закона заявленной концепции:
- соответствует.
Задачей настоящего законопроекта является внесение изменений в Закон Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании» в части введения новых норм назначения и индексации базовой части пенсии.
В настоящее время базовая часть пенсии - это гарантированная государством часть пенсии лицам, имеющим установленный пенсионным законодательством стаж работы (для мужчин - 25 лет, для женщин - 20 лет).
По оперативным данным, численность пенсионеров на 1 января 2017 года составляла 614,8 тыс. человек, средний размер пенсии - 5095 сома. Базовая часть пенсии поддерживается на уровне 12 процентов от среднемесячной заработной платы, сложившейся за предыдущий год. Размер базовой части пенсии устанавливается Законом и финансируется из республиканского бюджета. В 1997 году базовая часть пенсии была установлена в размере 200 сомов, ее размер постоянно повышался и в 2011 году была установлена в размере 1500 сом.
Постановлением Правительства Кыргызской Республики № 670 от 24 ноября 2014 года принята Концепция развития системы пенсионного обеспечения Кыргызской Республики, в которой определены перспективы реформирования основных параметров действующей пенсионной системы в целях повышения ее справедливости и эффективности.
Концепцией определено, что базовая часть пенсии не является обязательством по социальному страхованию, это поддержка государства, выплачиваемая за счет налогов, для социальной защиты граждан в связи с утратой возможности зарабатывать денежные средства.
В соответствии со статьей 7 Закона размер базовой части пенсии устанавливается Жогорку Кенешем Кыргызской Республики в едином для всех видов пенсионного страхования размере. Однако, поскольку вносимые изменения предполагают ежегодную индексацию размера базовой части пенсий, в целях оперативности принятия решений законопроектом предлагается индексацию проводить решениями Правительства Кыргызской Республики.
Законопроектом также предлагается при новых назначениях пенсий, если страховая часть пенсии превышает в 3 раза прожиточный минимум пенсионера, базовую часть пенсии не назначать. Кроме того, индексация базовой части пенсии будет проводиться только для тех пенсионеров, размер пенсии которых не превышает прожиточного минимума.
По предварительным расчетам, количество пенсионеров, размер пенсии которых ниже прожиточного минимума, составит в 2017 году порядка 305,0 тыс. человек, в 2018 году – 310,3 тыс. человек. При предлагаемых изменениях экономия средств республиканского бюджета в 2017 году составит порядка 158,6 млн. сомов, в 2018 году – 93,8 млн. сомов.
3. Состояние нормативной базы регулирования в сфере общественных отношений, предусматриваемой законопроектом:
- Закон Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании».
4. Предложения по результатам анализа регулятивного воздействия на проект Закона, направленного на регулирование предпринимательской деятельности:
- не требуется.
5. Предложения по результатам экспертиз, проведенных в соответствии со статьей 50 Закона Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»:
- заключение Отдела специализированных видов экспертиз Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (вх. № 6-25628/15 от 26 ноября 2015 года) прилагаются;
- заключение Отдела правовой экспертизы Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (вх. № 6- 25083/15 от 19 ноября 2015 года) прилагаются.
6. Предложения по результатам заключений независимых экспертов, специалистов и организаций, если таковые имеются:
- не имеются.
7. Предложения по результатам проведенных общественных обсуждений, в случае их проведения:
- не имеются.
8. Предложения фракций, комитетов и депутатов к проекту Закона:
- не имеются.
9. Особое мнение члена Комитета:
- не имеется.
10. Предложения Комитета:
- в абзаце четвертом слова «во втором предложении» заменить словами «в предложении втором»;
- в абзаце пятом слово «дополнить» заменить словами «часть дополнить»;
- в абзаце восьмом слова « в первом предложении» заменить словами «предложение первое»;
- в абзаце девятом слово «дополнить» заменить словами «часть дополнить».
На основании изложенного Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению приходит к следующему заключению:
1) одобрить концепцию проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании» и рекомендовать Жогорку Кенешу Кыргызской Республики принять его в первом чтении;
2) определить докладчиком по вопросу «О проекте Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании» председателя Социального фонда Кыргызской Республики Абжапарова Т. Ж.
Заместитель
председателя Комитета Икрамов Т. И.