Размер шрифта:
А-
А
А+
Цвета:
А
А
А
Изображения:
Не показать
Обычная версия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета от 17 апреля 2023 года к проекту Закона Кыргызской Республики «О молодежи» (2 чтение)

18-04-2023
12:20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Комитета по социальной политике Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

от 17 апреля 2023 года

к проекту Закона Кыргызской Республики «О молодежи»

Комитет по социальной политике Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, рассмотрев     проект     Закона    Кыргызской   Республики «О молодежи», представленный в соответствии со статьей 85 Конституции Кыргызской Республики Кабинетом Министров Кыргызской Республики (письмо Кабинета Министров Кыргызской Республики от 2 июня 2022 года, вх. № 6-11047/22), отмечает следующее.

Проект Закона подготовлен в целях установления действенных механизмов реализации законных прав и интересов молодежи, а также актуализации действующих норм Закона Кыргызской Республики «Об основах государственной молодежной политики». Данный законопроект выработан в рамках деятельности по инвентаризации действующего законодательства.

Указанным Законом предусматривается возможность его более эффективного использования путем принятия подзаконных актов, которые могли бы усилить отдельные его положения, уточнив порядок их реализации на практике.

17 октября 2022 года проект Закона был рассмотрен и одобрен Комитетом по бюджету, экономической  и фискальной политике  и 19 декабря 2022 года Комитетом по социальной  политике Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики  №800-VII от 28 декабря 2022 года проект Закона  был принят  Жогорку Кенешем Кыргызской Республики  в первом чтении.

В ходе обсуждения проекта Закона на заседаниях вышеуказанных  комитетов и Жогорку Кенеша депутатами были высказаны ряд критических замечаний и предложений, а также было рекомендовано Комитету провести   парламентские слушания.

30 января 2023  года  Комитетом было принято решение «О проведении парламентских слушаний по проекту Закона Кыргызской Республики «О молодежи».

14 февраля 2023 года Комитетом были проведены Парламентские слушания. В ходе парламентских слушаний участниками были даны замечания и предложения по проекту Закона. Вместе с тем, участники отметили о  том, что в проекте преобладают декларативные нормы, указали об отсутствии  конкретизирующих норм: по финансовому обеспечению государственной молодежной политики, по стимулированию инициатив молодежи; по полномочиям органов государственной власти Кыргызской Республики в области государственной молодежной политики в Кыргызской Республике;  по поддержке молодых семей, по мерам в области охраны здоровья молодежи и содействию ее здоровому образу жизни; по духовно-нравственному, гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи,  по образованию и культурному  развитию молодежи.

Согласно Закону Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»  в Комитет в письменном виде поступили  предложения от депутатов Жогорку Кенеша Б. К. Чойбекова, Д. А. Джумабекова, Исатбек кызы А., Н. Я. Алимжановой, Э. Н. Сулайманова (предложения прилагаются).

Все предложения депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и участников парламентских слушаний Комитетом были учтены при подготовке проекта Закона ко второму чтению (таблица поправок  прилагается).

В соответствии со    статьей 51      Закона     Кыргызской   Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» и на основании вышеизложенного Комитет по социальным политике Жогорку Кенеша Кыргызской Республики приходит к следующему заключению:

I. Одобрить проект Закона Кыргызской Республики «О молодежи» и рекомендовать Жогорку Кенешу Кыргызской Республики принять его во втором чтении (текст проекта Закона прилагается) с учетом предложений Комитета следующего содержания:

По всему тексту проекта Закона на государственном языке слово «система»  заменить словом «тутум».

1. В статье 1 слово «продвижением» заменить словом «защитой».

2. В статье 2:

в пункте 1:

-после слова «формирования» дополнить словом «молодежной» (в тексте на официально языке);

-слова «реализации и продвижение прав и законных интересов молодежи» исключить.

пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Достижение цели  настоящего Закона обеспечивается посредством  реализации следующих задач:».

в подпункте 1 пункта 2 :

-после слов «групп (молодежи» дополнить словом «, оказавшейся»;

-слова «молодежи обоего пола,»  исключить;

-слово «инвалидностью» заменить словами «с ограниченными возможностями здоровья»;

-после слов «уязвимых групп» дополнить словами «(молодежи в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшийся без попечения родителей)».

подпункт 2 пункта 2  изложить в следующей редакции:

«2) содействие самоорганизации молодежи путем создания организаций, ориентированных на вопросы молодежи и участия в них;».

пункт 2 дополнить подпунктами 6,7,8,9 следующего содержания:

«6) укрепление межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде;

1. формирование системы нравственных принципов, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, проявлениям коррупции, дискриминации по признакам социальной, религиозной, расовой, национальной принадлежности и другим негативным социальным явлениям;

2. формирование культуры семейных отношений и поддержка молодых семей;

3. пропаганда здорового образа жизни.».

3. В статье 3:

в наименовании слово «продвижение» заменить словом «защиты».

в первом абзаце слово «продвижение» заменить словом «защита».

в пункте 5 :

-слова «молодежи обоего пола,»  исключить;

в пункте 6:

-слова «обоего пола»  исключить;

дополнить пунктами 8, 9 следующего содержания:

8) взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики;

9) обязательности участия молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений в формировании и реализации молодежной политики.».

4. В статье 4:

пункт 2, 6 изложить в следующей редакции:

«2) молодая семья – семья, в которой возраст каждого из супругов не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей;

6) молодежное предпринимательство–комплекс мер, направленных на развитие у молодежи предпринимательского мышления, способностей к предпринимательской деятельности, реализацию потенциала молодежи, облегчение стартовых условий вхождения молодых предпринимателей в рыночные отношения;»;

в пункте 7 цифры «30» заменить цифрами «35».

пункт 8 изложить в следующей редакции:

«8) молодой предприниматель–лицо не старше 35 лет, занимающеесяпредпринимательскойдеятельностью;»;

в пункте 9 после слова «молодежи» дополнить словами «возможности приобретения».

5. Проект Закона дополнить статьями 5, 6, 7 следующего содержания:

«Статья 5. Основные направления деятельности уполномоченного государственного органа в сфере молодежной политики

Основными направлениями деятельности уполномоченного государственного органа в сфере молодежной политики являются:

1) воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к историческим, национальным и иным традициям;

2) обеспечение межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде, профилактика и предупреждение проявлений экстремизма в деятельности молодежных объединений;

3) поддержка молодежи с ограниченными возможностями здоровья и уязвимых групп (молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

4) поддержка инициатив молодежи и содействие общественной деятельности, направленной на поддержку молодежи;

5) организация досуга, отдыха, оздоровления молодежи, создание условий для занятий физической культурой, спортом, содействие здоровому образу жизни молодежи;

6) содействие решению жилищных проблем молодежи, молодых семей;

7) развитие молодежной волонтерской деятельности;

8) поддержка и содействие предпринимательской деятельности молодежи;

9) содействие международному сотрудничеству в сфере молодежной политики;

10) поддержка деятельности по созданию и распространению в средствах массовой информации достижений в образовательной деятельности, спорте, культуре, направленных на укрепление духовно- нравственных ценностей молодежи.

Статья 6. Полномочия уполномоченного государственного органа сфере молодежной политики

К полномочиям уполномоченного государственного органа в сфере молодежной политики относятся:

1) разработка и реализация молодежной политики;

2) разработка и реализация государственных программ Кыргызской Республики по основным направлениям в сфере молодежной политики;

3) организация и осуществление мониторинга реализации молодежной политики;

4) подготовка ежегодного доклада о положении молодежи в Кыргызской Республике;

5) иные полномочия в сфере молодежной политики, отнесенные к его ведению в соответствии с настоящим законом.

Статья 7. Мониторинг реализации молодежной политики

1. Мониторинг реализации молодежной политики представляет собой систематическую, комплексную и плановую деятельность по сбору, обобщению, анализу и оценке информации о положении молодежи, молодых семей и молодежных общественных объединений в Кыргызской Республике, об обеспечении межнационального согласия среди молодежи, о предотвращении формирования экстремистских молодежных объединений и иных проявлений идеологии экстремизма.

2. Организация мониторинга реализации молодежной политики осуществляется:

1. уполномоченным государственным органом в сфере молодежной политики;

2. уполномоченным органом местного самоуправления.

3. Итоги мониторинга реализации молодежной политики ежегодно направляются в Кабинет Министров Кыргызской Республики (далее – Кабинет Министров).

Статьи 5, 6, 7 считать статьями 8,9,10 и далее по нумерации.

6. В  статье 5:

в наименовании статьи слова «управления политикой» исключить;

в наименовании статьи слова « и продвижения» заменить словами  «молодежной политики и защиты»;

в первом абзаце слова «и продвижения» заменить словами  «молодежной политики и защиты»;

в первом абзаце слова «Кыргызской Республики» исключить;

7. В статье 6 :

подпункт 2 пункта 2 изложить в следующей редакции:

«2) вовлечения молодых специалистов и молодых предпринимателей на паритетной основе в реализацию государственных гарантий поддержки предпринимательства;»;

в подпункте 7пункта 2 : после слова «молодежи»  дополнить словами «в рамках социального заказа»;

в подпункте 1пункта 5 слова «населения из числа»исключить.

8. В  статье 7:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«Государственная поддержка развития навыков и потенциала молодежи осуществляется государственными органами, должностными лицами и органами местного самоуправления в рамках их компетенций посредством;»;

в пункте 2   слова «обоего пола» исключить;

в пункте 4 слова «деятельности» заменить словом «работы» (в тексте на официальном языке);

в пункте 6 после слова «молодежи» дополнить словами «(с  ограниченными возможностями здоровья и уязвимых групп)»;

пункт 7  изложить  в следующей редакции:

«7) создания условий для работы молодым ученым, деятелям культуры, искусства и образования, содействия практическому внедрению их разработок, а также сохранения и развития интеллектуальных кадровых ресурсов из числа молодежи;»;

в пункте 9  после слова «уязвимой» дополнить словом «группы»;

в пункте 11 слова «на рабочем месте» исключить.

9. Пункт 2 стать 8 изложить в следующей редакции:

«2. Международные договоры регулирующие вопросы молодежной политики, вступившие в силу установленном законом порядке, подлежат имплементации в национальное законодательство в соответствии с нормами законов о международных договорах и о нормативных правовых актах Кыргызской Республики»;

10. Пункт 4 статьи 9 изложить в следующей редакции:

«4. К разработке государственных и муниципальных программ в сфере молодежной политики привлекаются молодежные организации, молодежь, а также физические и юридические лица, деятельность которых связана с реализацией молодежной политики.».

11.  В статье 10:

часть 1 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6) организации, проведении и участии в молодежных и международных молодежных форумах, а также других мероприятиях в области молодежной политики.».

в части  3 после слов «молодежными организациями» добавить слова « и молодежными крыльями политических партий»;

в части  4 слово «соответственной» исключить;

в пункте 7 после слова «молодежи»дополнить словами «в рамках социального заказа».

12. В статье 12  в подпункте 3 пункта 1 слова «для лиц обоего пола» исключить;

13. В статье 13 слово «Типовой» исключить.

14. Проект Закона дополнить статьей 17 следующего содержания: «Статья 17. Награждение молодежи.

1. Государственная молодежная премия Кыргызской Республики имени Ч.Т.Айтматова присуждается молодежи - за создание произведений, воспитывающих молодежь в духе патриотизма и созидания, развития и сохранения традиционных духовно - нравственных и культурных ценностей, утверждения принципов  гуманизма и принципов духовно-физического воспитания молодого поколения.

Положение о порядке выдвижения, приема и рассмотрения произведений, работ и материалов на соискание государственной молодежной премии Кыргызской Республики имени Ч.Т.Айтматова, утверждается Кабинетом Министров.

2. Нагрудным знаком «Отличник молодежной политики» награждаются молодые граждане Кыргызской Республики и иностранные граждане - за значительный вклад в реализацию молодежной политики, поддержку и защиту интересов молодежи.

Порядок награждения нагрудным знаком «Отличник молодежной политики» определяется  уполномоченным государственным органом в сфере молодежной политики.

3. По итогам года уполномоченным государственным органом в сфере молодежной политики ведомственными наградами награждаются граждане и организации, внесшие значительный вклад в реализацию государственной молодежной политики на соответствующий год».

15.  Проект Закона дополнить статьями  18, 19, 20, 21, 22 следующего содержания:

«Статья 18. Формирование мировоззрения молодежи.

1. Уполномоченный государственный орган в сфере молодежной политики ведет работу по формированию мировоззрения у молодежи путем освещения в средствах массовой информации и социальных сетях вопросов воспитания, образования, влияния культуры на личность, организации мероприятий для расширения кругозора молодежи, оказания положительного влияния на формирование у нее культурного опыта и мировоззрения.

Статья 19. Поддержка молодых семей

1.Уполномоченный государственный орган в сфере молодежной политики, иные органы исполнительной власти и некоммерческие организации ведут работу:

-по проведению семинаров и конференций  для молодых родителей;

-по разработке информационных материалов и брошюр для молодых родителей, освещающих различные аспекты родительской и семейной жизни.

2. Положение о разработке и проведении учебных программ и курсов для молодых родителей, отражающих различные аспекты родительской и семейной жизни, утверждается Кабинетом Министров.

Статья 20. Поддержка талантливой молодежи

1. В целях сохранения и развития интеллектуального и творческого потенциала общества, обеспечения преемственности научных, культурных традиций Кыргызской Республики осуществляется система мер по поддержке талантливой молодежи.

2. Государственная поддержка талантливой молодежи оказывается посредством:

1) установления государственных, муниципальных, именных стипендий, премий, предоставления образовательных грантов;

2) содействия в создании условий, обеспечивающих преемственность знаний, опыта выдающихся деятелей науки, культуры, искусства и спорта; организации творческих мастерских, школ и иных учреждений;

3) создания и развития центров, образовательных организаций, спортивных школ и клубов;

4) организации и проведения олимпиад, конкурсов, выставок, фестивалей, смотров, симпозиумов, конференций и других общественных мероприятий;

5) обеспечения доступа на конкурсной основе к национальным и международным программам обучения, переподготовки и стажировки.

Статья 21. Финансовое обеспечение государственной молодежной политики

1. Государственная молодежная политика финансируется за счет:

1) средств республиканского бюджета, а также средств местных бюджетов, предусмотренных для участия в реализации государственной молодежной политики;

2) добровольных взносов физических и юридических лиц;

3) иных источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.

2. Финансирование молодежных инициатив в рамках реализации государственной молодежной политики может осуществляться через государственный социальный заказ в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.

Статья 22. Молодежное движение Кыргызской Республике

В целях объединения активной и ответственной молодежи, которая может вносить свой вклад в развитие и благополучие общества, функционирует молодежное движение Кыргызской Республики.

Кабинет Министров определяет правовое положение, цели, организационные основы деятельности молодежного движения.

Молодежное движение является добровольным движением, преследующим следующие цели:

1) содействие проведению государственной политики в интересах молодежи;

2) содействие воспитанию молодежи, их профессиональной ориентации, организации досуга молодежи;

3) создание равных возможностей для всестороннего развития и самореализации молодежи;

4) подготовка молодежи к полноценной жизни в обществе, включая формирование их мировоззрения на основе традиционных духовных и нравственных ценностей.».

16. В статье 14:

в названии статьи цифру «14» заменить цифрой «23»;

в пункте 2 статьи 14 слова «газета «Эркин - Тоо» от 14 августа 2009 года № 72» заменить словами «Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2009 г., №7 ст.766.»

II. Определить докладчиком по данному проекту Закона председателя Комитета по социальной политике Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Раимбачаеву В.К.

III. На заседание Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по данному вопросу пригласить министра культуры, информации, спорта и молодежной политики Кыргызской Республики Максутова Алтынбека Аскаровича и заместителя министра культуры, информации, спорта и молодежной политики Кыргызской Республики Тагаева Марата Толомушовича.

Председатель Комитета                                                                                                                                                                              В. К. Раимбачаева

Материалы по законопроекту.