ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комитета по социальной политике Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
от 23 января 2023 года
к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в законы Кыргызской Республики «О Социальном фонде Кыргызской Республики», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части пенсии по государственному социальному страхованию в Кыргызской Республике»)»
Комитет по социальной политике Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, рассмотрев проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в законы Кыргызской Республики «О Социальном фонде Кыргызской Республики», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части пенсии по государственному социальномустрахованию в Кыргызской Республике», представленный Кабинетом Министров Кыргызской Республики в соответствии со статьей 85 Конституции Кыргызской Республики (вх. №6-23177/22 от 21 ноября 2022 года), отмечает следующее.
1.Концепция проекта Закона определяется целью расширения перечня финансовых документов для обеспечения прироста и сохранности средств пенсионных накоплений при их инвестировании, путем расширения структуры инвестиционного портфеля
2. Соответствие содержания проекта Закона заявленной концепции:
-соответствует.
В настоящее время Социальный фонд Кыргызской Республики ведёт консервативную инвестиционную политику, так как значимость обеспечения сохранности средств пенсионных накоплений застрахованных лиц преобладает над их прибыльностью. При этом, значительную долю размещенных пенсионных активов занимают традиционные финансовые инструменты, такие как ГЦБ и депозиты в коммерческих банках (100%). В свою очередь, постепенное развитие пенсионной системы приведет к риску снижения ставок на инструменты с фиксированной доходностью. В этой связи, в целях прироста средств пенсионных накоплений, Социальный фонд Кыргызской Республики предлагает расширить перечень активов для инвестирования пенсионных накоплений в новые финансовые инструменты как драгоценные металлы (золото, серебро, платина и другие драгоценные металлы) и ценные бумаги Национального банка Кыргызской Республики, так как пенсионные накопления в качестве источника инвестиций являются долгосрочными, что делает целесообразным их размещение в такие активы как драгоценные металлы (золото, серебро, платина).
Также в целях обеспечения финансовой устойчивости Государственного накопительного пенсионного фонда при Социальном фонде Кыргызской Республики данным проектом Закона предлагается создание резервного фонда.
Накопительная пенсионная система отличается от распределительной тем, что пенсионные взносы не расходуются сразу на выплату сегодняшним пенсионерам, а аккумулируются на личном страховом счете застрахованного лица, чтобы обеспечить выплату в будущем. Поэтому средств должно быть достаточно на любую дату даже с учетом различных непредвиденных обстоятельств. Поэтому необходимо формировать резервы для того, чтобы обеспечить финансовую устойчивость.
3. Состояние нормативной базы регулирования в сфере общественных отношений, предусматриваемой законопроектом:
-Закон Кыргызской Республики «О Социальном фонде Кыргызской Республики»;
-Закон Кыргызской Республики «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части пенсии по государственному социальному страхованию в Кыргызской Республике».
4. Предложения по результатам анализа регулятивного воздействия на проект Закона, направленного на регулирование предпринимательской деятельности:
-не требуется.
5. Предложения по результатам экспертиз, проведенных в соответствии со статьей 49 Закона Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»:
-заключение Отдела проведения экспертизы Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (вх. № 6-24513/22 от 8 декабря 2022 года) прилагается;
-заключение Отдела перевода, редактирования и лингвистической службы Аппарата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (вх. № 6-24101/22 от 2 декабря 2022 года) прилагается.
6. Предложения по результатам заключений независимых экспертов, специалистов и организаций, если таковые имеются:
-не имеются.
7. Предложения по результатам проведенных общественных обсуждений, в случае их проведения:
-не имеются.
8. Предложения фракций, комитетов и депутатов к проекту Закона:
9. Особое мнение члена Комитета:
-нет.
10. Предложения Комитета:
Комитет по социальной политике Жогорку Кенеша Кыргызской Республики поддерживает концепцию законопроекта.
На основании изложенного, Комитет по социальной политике Жогорку Кенеша Кыргызской Республики приходит к следующему заключению:
1) одобрить концепцию проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в законы Кыргызской Республики «О Социальном фонде Кыргызской Республики», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части пенсии по государственному социальному страхованию в Кыргызской Республике»)» и рекомендовать Жогорку Кенешу Кыргызской Республики принять его в первом чтении;
2) поручить выступить с докладом о проекте Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в законы Кыргызской Республики «О Социальном фонде Кыргызской Республики», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части пенсии по государственному социальному страхованию в Кыргызской Республике» председателю Социального фонда Кыргызской Республики.
3) при рассмотрении данного вопроса на заседании Жогорку Кенеша пригласить заместителя председателя Национального банка Кыргызской Республики Куленбекова К. Э.
Заместитель председателя Комитета А. Т. Маткеримов