Размер шрифта:
А-
А
А+
Цвета:
А
А
А
Изображения:
Не показать
Обычная версия

Заключение Комитета о проекте Закона Кыргызской Республики «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета Кыргызской Республики за 2015 год» от 24 октября 2016 года

27-10-2016
08:52

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению

О проекте Закона Кыргызской Республики «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета Кыргызской Республики за 2015 год»

 

      Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению, рассмотрев проект Закона Кыргызской Республики «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета Кыргызской Республики за 2015 год», инициированный Правительством Кыргызской Республики (постановление от 13 мая 2016 года № 248), изучив отчет Счетной палаты Кыргызской Республики об аудите составления и исполнения республиканского бюджета Кыргызской Республики за 2015 год (вх. № 6-20781/16 от 30 августа 2016 года), отмечает следующее.

Общие расходы республиканского бюджета, с учетом расходов, произведенных по разделу «потоки денежных средств в связи с операциями по финансированию» и без учета специальных средств, внешних грантов и кредитов ПГИ за 2015 год, составили 112 862,5 млн. сомов. Относительно 2014 года общие расходы республиканского бюджета увеличились на 10 825,8 млн. сомов, или 10,6%.

Совокупные расходы (текущие расходы и расходы по приобретению нефинансовых активов) республиканского бюджета Кыргызской Республики (с учетом специальных средств, внешних грантов и кредитов ПГИ) за 2015 год составили 120 427,2 млн. сомов, или 91,3 % от уточненного плана в сумме 131 836,1 млн. сомов. К объему ВВП совокупные расходы республиканского бюджета составили 28,4%. По сравнению с прошлым годом расходы республиканского бюджета увеличились на 13 027,1 млн. сомов, или 12,1%.

Совокупные расходы республиканского бюджета Кыргызской Республики за 2015 год (без учета специальных средств, внешних грантов и кредитов ПГИ) составили 99 198,6 млн. сомов при уточненном плане 102 341,5 млн. сомов, или исполнены на 96,9%. К объему ВВП совокупные расходы республиканского бюджета составили 23,4 процентных пункта.  Абсолютный прирост расходов республиканского бюджета в 2015 году составил 12 408,8 млн. сомов, или 14,3%.

Из отчета Счетной палаты Кыргызской Республики следует, что в Министерстве финансов Кыргызской Республики отсутствуют обоснованные расчеты и соответствующие подтверждающие документы министерств и ведомств данного сектора к контрольным цифрам по бюджету на 2015 год. Не учитываются параметры отраслевых стратегий, представленных министерствами и ведомствами. При подготовке ежегодного бюджета не используются данные индикаторов среднесрочных бюджетов министерств и ведомств, не ведутся мониторинг и оценка индикаторов.

В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 8 мая 2015 года № 281 «Об утверждении шкалы стандартов бюджетного финансирования общеобразовательных организаций Кыргызской Республики (без коммунальных услуг) на 2015 год», бюджетное финансирование общеобразовательных организаций Кыргызской Республики должно проводиться по утвержденному стандарту, однако фактически произведенное финансирование не соответствует стандарту.

По предоставленным данным Министерством финансов Кыргызской Республики за 2015 год потребность общеобразовательных организаций по стандарту составила 11 980 495,4 тыс. сомов. В начале года утвержденная сумма расходов составила 10 512 032,6 тыс. сомов, или 87,7%, что меньше предусмотренной на 1 468 462,8 тыс. сомов и уточненный бюджет составил 12 055 511,1 тыс. сомов.

Аудитом по итогам проведенного анализа установлено следующее.

Министерством социального развития Кыргызской Республики из средств на выплату пособия по социальному обеспечению использованы на оплату услуг банкам и ГП «Кыргызпочтасы» по доставке в общей сумме 86418,3 тыс. сомов, или не по целевому назначению.

По Агентству профессионально-технического образования допущено недофинансирование по защищенным статьям: заработной плате - 688,1 тыс. сомов, отчислениям в Социальный фонд Кыргызской Республики - 89,6 тыс. сомов, питанию - 4 731,8 тыс. сомов, стипендиям - 343,1 тыс. сомов, всего 5 852,6 тыс. сомов.

По Государственному агентству физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики недофинансирование по защищенным статьям составило 3 648,9 тыс. сомов, в том числе по статьям: 2111 «Заработная плата» - 2 838,1 тыс. сомов, 2121 «Отчисления в Социальный фонд» - 627,3 тыс. сомов, 2215 «Приобретение продуктов питания» - 183,5 тыс. сомов.

Годовой отчет за 2015 год (баланс, форма №2) Государственным агентством физической культуры и спорта при Правительстве Кыргызской Республики в Министерство финансов Кыргызской Республики не представлены.

По учреждениям Министерства культуры, информации и туризма Кыргызской Республики недофинансировано всего на 14 367,5 тыс. сомов, в том числе по защищенным статьям - 8 347,8 тыс. сомов.

По Общественной телерадиовещательной корпорации доходы по специальным средствам, поступившие сверх утвержденной сметы, составили 1 236,8 тыс. сомов, которые в соответствие с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 28 августа 2000 года № 531 «О специальных средствах и депозитных суммах учреждений, состоявших на государственном бюджете Кыргызской Республики» подлежат перечислению в доход республиканского бюджета.

Подведомственными учреждениями Министерства образования и науки Кыргызской Республики возвращено в бюджет 66 842,9 тыс. сомов, в том числе по защищенным статьям 55 165,5 тыс. сомов, из них по статьям: заработная плата - 39 342,8 тыс. сомов, отчисления в Социальный фонд Кыргызской Республики - 9 925,6 тыс. сомов, питание - 5 170,2 тыс. сомов, стипендия - 726,9 тыс. сомов. При этом недофинансировано всего 174 398,5 тыс. сомов, в том числе по защищенным статьям расходов 83 899,2 тыс. сомов, из них по статьям: заработная плата - 41 098,6 тыс. сомов, отчисления в Социальный фонд Кыргызской Республики - 32 806,4 тыс. сомов, стипендии - 674,2 тыс. сомов, питание - 9 263,0 тыс. сомов, медикаменты - 57,0 тыс. сомов.

КРСУ им. Ельцина поступившие за 2015 год на специальный счет суммы оплаты образовательных услуг на 331 772,3 тыс. сомов учитываются вне системы Казначейства.

Подведомственными организациями Министерства здравоохранения Кыргызской Республики возвращено в бюджет 24 542,8 тыс. сомов, в том числе по защищенным статьям расходов 4 987,5 тыс. сомов, из них: заработная плата – 1 624,6 тыс. сомов, отчисления в Социальный фонд Кыргызской Республики - 840,1 тыс. сомов, приобретение медицинских товаров и услуг - 501,9 тыс. сомов, приобретение продуктов питания - 2 020,9 тыс. сомов.

Вместе с тем, Министерством финансов Кыргызской Республики недофинансированы расходы на 49 665,5 тыс. сомов, в том числе по защищенным статьям расходов на 21 001,8 тыс. сомов, из них: заработная плата - 2 025,7 тыс. сомов, отчисления в Социальный фонд Кыргызской Республики - 2 247,4 тыс. сомов, приобретение питания - 3 341,8 тыс. сомов, расходы, финансируемые единой строкой - 1 3386,9 тыс. сомов.

По организациям здравоохранения, финансируемым через систему Единого плательщика (ФОМС) уточненный бюджет увеличен на 1 025 941,2 тыс. сомов, в том числе по решениям Комитета по бюджету и финансам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики увеличены расходы на 200 294,8 тыс. сомов, в том числе на ремонтные работы 14 учреждениям здравоохранения на 103 450,0 тыс. сомов, на приобретение оборудования - 96 844,8 тыс. сомов. Вместе с тем, в полномочия ФОМС не входят расходы на финансирование капитального ремонта зданий и сооружений.

По Высшей аттестационной комиссии доходы сверх утвержденной сметы составили 158,2 тыс. сомов и по Общественной телерадиовещательной корпорации 1 236,8 тыс. сомов, всего 1395,0 тыс. сомов, которые, в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики от 28 августа 2000 года № 531 «О специальных средствах и депозитных суммах учреждений, состоявших на государственном бюджете Кыргызской Республики», подлежат перечислению в доход республиканского бюджета.

Нарушения и недостатки при планировании и финансировании расходов на заработную плату

По центральному аппарату Министерства социального развития Кыргызской Республики фонд заработной платы по штатному расписанию составляет 19 016,9 тыс. сомов, фактически профинансировано на 19 063,7 тыс. сомов, или излишнее финансирование составляет 46,8 тыс. сомов, которое подлежит зачету при последующем финансировании в 2016 году.

Национальной академией художеств им. Т.Садыкова в нарушение постановления Правительства Кыргызской Республики от 19 января 2011 года № 18 «О введении новых условий оплаты труда работников образовательных организаций» должностные оклады работников музея завышены всего на 495,3 тыс. сомов.

Министерством культуры, информации и туризма Кыргызской Республики в нарушение постановлений Правительства Кыргызской Республики от 19 января 2011 года № 16 «О введении новой системы оплаты труда работников учреждений культуры, искусства и информации» и от 19 января 2011 года № 18 «О ведении новых условий оплаты труда работников образовательных организаций» должностные оклады работникам 54 учреждений завышены на общую сумму 12 401,1 тыс. сомов.

Анализ  формирования предельной численности госслужащих и ТОП

Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 22 августа 2011 года № 473 «О предельной штатной численности министерств, административных ведомств и иных государственных органов Кыргызской Республики» в территориальных подразделениях Министерства социального развития Кыргызской Республики установлена предельная штатная численность 1014 штатных единиц, фактически в территориальных подразделениях числится 1884,0 штатных единиц,  или  сверх штата числится 870 единиц с годовым фондом заработной платы 46 515,4 тыс. сомов.

В центральном аппарате Министерства числится 1 сверхштатная единица с годовым фондом заработной платы 95,7 тыс. сомов.

В Министерстве социального развития Кыргызской Республики по предоставленным данным имеется 6 домов-интернатов для инвалидов и престарелых проектной мощностью на 870 мест. Фактическая численность пребывающих (в среднем) составляет 670 человек, или наполняемость составляет 77%.

Аудит отмечает, что в целях экономии расходов бюджетных средств целесообразно объединить Сокулукский и Нижне-Серафимовский, Сузакский и Токтогулский дома-интернаты.

Таким образом, в результате реорганизации и оптимизации расходов по 2 домам-интернатам, расчетная экономия бюджетных средств составит 11 167,9 тыс. сомов. Высвобожденные здания можно использовать под детские дошкольные учреждения, потребность в которых остро ощущается в регионах.

В территориальных подразделениях Министерства труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики количество технического и обслуживающего персонала, превышающее 20 процентов, составило 12 единиц с годовым фондом заработной платы на 1 657,9 тыс. сомов.

В центральном аппарате Министерства культуры, информации и туризма Кыргызской Республики числится 2 сверхштатные единицы технического и обслуживающего персонала с годовым фондом заработной платы 187,1 тыс. сомов.

Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 22 августа 2011 года № 473 в центральном аппарате Министерства культуры, информации и туризма Кыргызской Республики установлена штатная численность в количестве 45 единиц. Однако, по штатному расписанию, в центральном аппарате числилось 47 штатных единиц, или сверхштата 2 единицы с годовым фондом заработной платы 265,9 тыс. сомов.

При Министерстве культуры, информации и туризма Кыргызской Республики функционирует Национальный культурный центр штатной численностью 60 единиц.

Функции и задачи Национального культурного центра аналогичны функциям, выполняемым соответствующими подразделениями Министерства. Так в структуре Министерства имеются управления сохранения, мониторинга и развития культурного наследия и развития искусства и профессионального образования, при том, что в Национальном культурном центре имеется отдел по развитию народного творчества и культурно-досуговой деятельности, сектор по развитию самодеятельного творчества и др.

Министерством культуры, информации и туризма Кыргызской Республики до настоящего времени не исполнено постановление Правительства Кыргызской Республики от 10 февраля 2012 года № 87 «Об организационных мерах в связи с реформой органов исполнительной власти Кыргызской Республики», где установлено ликвидировать управления капитального строительства (УКСы) при министерствах и ведомствах.

Однако, в Национальном культурном центре имеется отдел технического обеспечения численностью 2 единицы с годовым фондом оплаты труда 241,3 тыс. сомов, обязанностью которого является контроль за состоянием и ремонтом зданий и сооружений, числящихся на балансе  Министерства.

Аудит считает целесообразным оптимизировать расходы Национального культурного центра, в результате расчетная экономия бюджетных средств  составит 3 532,2 тыс. сомов.

По территориальным подразделениям Министерства образования и науки Кыргызской Республики количество технического и обслуживаемого персонала сверх установленного штата составило 17,5 единиц с годовым фондом заработной платы 1 108,0 тыс. сомов.

На содержание Ошской областной автобазы санитарных машин Министерства здравоохранения Кыргызской Республики в 2015 году израсходовано бюджетных средств на 6237,4 тыс. сомов.

Учитывая, что в настоящее время учреждения здравоохранения финансируются по нормативам первичной медико-санитарной помощи, аудит считает нецелесообразным содержать вышеуказанное учреждение за счет бюджетных средств.

В 2015 году на содержание централизованной бухгалтерии Республиканской клинической инфекционной больницы израсходовано 828,7 тыс. сомов бюджетных средств. Следует отметить, что Республиканская клиническая инфекционная больница финансируется из бюджета по пролеченному случаю и финансируется через систему Единого плательщика (ФОМС). Аудит считает нецелесообразным содержание централизованной бухгалтерии Республиканской клинической инфекционной больницы в отдельности за счет бюджетных средств.

Сметы расходов высших и средних учебных заведений, колледжей и лицеев на 2015 год сформированы в нарушение Закона Кыргызской Республики «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике» без соответствующих расчетов по контингенту учащихся, обучающихся на бюджетной и контрактной основе в связи с отсутствием разработанных механизмов финансирования или стандартов (нормативов) финансирования учебных заведений. В результате, расходы на обучение учащихся на контрактной основе погашены бюджетными средствами по расчетным данным на 91 563,1 тыс. сомов.

Так, в отсутствии механизмов, критериев и стандартов финансирования, расходы на 1 учащегося составили за счет бюджетных средств в: Ошском торгово-экономическом колледже 19,3 тыс. сомов, Бишкекском автомобильно-дорожном колледже им. Кольбаева - 40,9 тыс. сомов, Нарынском медицинском колледже - 45,3 тыс. сомов, Кара-Балтинском медицинском колледже - 20,0 тыс. сомов и т.д.

Агентством профессионально-технического образования Министерства молодежи, труда и занятости не были разработаны стандарты (нормативы) финансирования в профессионально-технических лицеях, в результате расходы на одного учащегося по лицеям за счет бюджетных средств составили разные показатели.

Так, в профессионально-техническом лицее № 10 расходы на одного учащегося составили 24,9 тыс. сомов, профессионально-техническом лицее № 26 - 78,4 тыс. сомов.

При составлении тарификационных списков и штатных расписаний лицеев и гимназий районными и городскими отделами образования не соблюдались нормы нагрузки, утвержденные постановлением Правительства Кыргызской Республики от 21 июля 2014 года № 403.

В соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике» ежегодно в расходной части бюджета отражаются средства, выделяемые Социальному фонду Кыргызской Республики.

Для финансирования обязательств государства по льготному пенсионному обеспечению отдельных категорий граждан Кыргызской Республики по выплате надбавок и компенсаций к пенсиям и финансированию базовой части пенсии в размере 95% от годовой потребной суммы, в 2015 году в бюджете было предусмотрено 16 547,7 млн сомов, уточненная сумма на 2015 год на указанные цели составила 16 349,6 млн сомов, или уменьшена на 198,1 млн сомов.

Однако, в нарушение Закона Кыргызской Республики «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике» расчеты Социального фонда Кыргызской Республики, подтверждающие потребную сумму 16 547,7 млн сомов, отсутствуют.

В Центральном казначействе расходные операции по финансированию Социального фонда Кыргызской Республики осуществляются на основании бюджетного реестра Социального фонда Кыргызской Республики, где указывается наименование получателей средств, сумма кредита и номер счета получателя с указанием в каком банке открыт счет, а также реестра бюджетных поручений по ассигнованиям, где указан перечень пенсий, компенсаций и надбавок. В реестре бюджетных поручений по ассигнованиям из республиканского бюджета, предоставляемых Социальным фондом Кыргызской Республики, отсутствует количество получателей по каждому виду пенсии, компенсаций и надбавок.

С момента поступления бюджетных средств на расчетные счета Социального фонда Кыргызской Республики в коммерческих банках автоматически приостанавливается финансовый контроль со стороны Казначейства за дальнейшим использованием бюджетных средств по назначению, выделенных Социальному фонду Кыргызской Республики.

При этом, в нарушение Закона Кыргызской Республики «Об основных положениях Казначейства Кыргызской Республики», Казначейством не обеспечивается ясность и прозрачность в использовании государственных бюджетных средств, предназначенных на финансирование расходов по ст. 2711 «Пособия по социальному обеспечению» Социальному фонду Кыргызской Республики.

По данным Центрального казначейства, за 2015 год на выплату расходов Социального фонда Кыргызской Республики по ст. 2711 «Пособия по социальному обеспечению» профинансировано 16 349,6 млн сомов, в том числе на расчетные счета в ОАО «Айыл-Банк» 3 935,0 млн сомов и в ОАО «РСК Банк» 12 414,6 млн сомов, или в нарушение Закона Кыргызской Республики «Об основных положениях Казначейства Кыргызской Республики» платежные операции осуществлялись, минуя банк-агент, как прямые расходы бюджета (Счета открыты не Казначейством, а Социальным фондом Кыргызской Республики).

Согласно ст. 8. Закона Кыргызской Республики “Об основных положениях Казначейства Кыргызской Республики”, операции особого характера, имеющие отношение к Консолидированному фонду, но не проходящие через региональные отделения Казначейства, должны контролироваться и учитываться непосредственно Центральным казначейством. Такими операциями являются операции, имеющие отношение к внутреннему и внешнему долгу, претензиям Национального банка Кыргызской Республики к Правительству Кыргызской Республики.

Исходя из фактического назначения расходов бюджета Социальному фонду Кыргызской Республики по ст. 2711 «Пособия по социальному обеспечению», данные расходы никак не относятся к прямым расходам, или эти виды расходов в перечне прямых расходов, установленных Законом Кыргызской Республики «Об основных положениях Казначейства Кыргызской Республики», отсутствуют.

В результате, расходы бюджета Социальному фонду Кыргызской Республики необоснованно отнесены к прямым расходам Центрального казначейства.

В ходе аудита, в целях обеспечения целевого использования бюджетных средств Социальным фондом Кыргызской Республики, проведен анализ расходов бюджетных средств, профинансированных из бюджета на расчетные счета № 1350108023452737 в ОАО «Айыл-Банк» в сумме 3 935,0 млн сомов и № 1299004140030141 в ОАО «РСК Банк» на 12 414,6 млн сомов.

По данным Социального фонда Кыргызской Республики остаток неиспользованных средств государственного бюджета на 1 января 2015 года составил 205,6 млн сомов, профинансировано в 2015 году 16 349,6 млн сомов. Обязательства по выплате пенсий из средств государственного бюджета за 2015 год составили 16 188,0 млн сомов, фактическая выплата составила 16 001,9 тыс. сомов.

В 2015 году Социальным фондом Кыргызской Республики из средств республиканского бюджета, предназначенных на выплату пенсий, компенсаций и надбавок к пенсиям, 161,6 млн сомов израсходовано на оплату за оказанные услуги банков и ГП «Кыргызпочтасы», что является не целевыми расходами.

Как показал аудит, перечисленные на счета Социального фонда Кыргызской Республики в ОАО «Айыл-Банк» бюджетные средства из-за завышенного определения размера потребности Социального фонда Кыргызской Республики в утвержденном бюджете на 2015 год, в крупных размерах находились в ОАО «Айыл-Банк». После полного выполнения обязательств за 2015 год по выплате пенсий, компенсаций и надбавок, подлежащих выплате из средств республиканского бюджета, неиспользованный остаток денежных средств на расчетном счете № 1350108023452737 в ОАО «Айыл-Банк» на 1 января 2016 года составил 391,8 млн сомов, которые зачтены в ходе аудита.

На 1 января 2016 года после проведения выплат всех видов пенсий и компенсаций, неиспользованный остаток денежных средств Социального фонда Кыргызской Республики на 3-х счетах составляет 2066,8 млн сомов.

В тоже время, согласно данным Национального банка Кыргызской Республики на 1 января 2016 года (кроме 2 066,8 млн сомов), собственные денежные средства Социального фонда Кыргызской Республики на общую сумму 2 390,5 млн сомов были переданы на депозитные счета в 9 коммерческих банков Кыргызской Республики, в том числе в:

-ОАО «Оптима Банк» 100,0 млн сомов;

-ОАО «Доскредобанк» 71,4 млн сомов;

-ЗАО «ФИНКАбанк» 620,0 млн сомов;

-ЗАО «Банк Азия» 180,0 млн сомов;

-ОАО «Евроазийский Сберегательный Банк» 70,0 млн сомов;

-ЗАО АКБ «Толубай» 67,0 млн сомов;

-ОАО «РСК Банк» 397,6 млн сомов;

-ОАО «Айыл Банк» 394,8 млн сомов;

-ОАО «Коммерческий банк КЫРГЫЗСТАН» 494,7 млн сомов. 

Аудит отмечает, что в целях осуществления контроля со стороны Центрального казначейства за использованием бюджетных средств, выделенных Социальному фонду Кыргызской Республики по целевому назначению, необходимо открыть в системе Казначейства бюджетный счет для обслуживания Социального фонда Кыргызской Республики через банки-агенты.

Также, в целях эффективного использования средств республиканского бюджета для Социального фонда Кыргызской Республики, Министерству финансов Кыргызской Республики предлагается инициировать в Правительстве Кыргызской Республики и Жогорку Кенеше Кыргызской Республики рассмотрение вопроса планирования в расходной части республиканского бюджета на 2017 год ассигнований, выделяемых Социальному фонду Кыргызской Республики с учетом свободных собственных (резервных) денежных средств самого Социального фонда Кыргызской Республики, предназначенных на выплату пенсий, компенсаций и надбавок к пенсиям.

На основании вышеизложенного, Комитет Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению приходит к следующему заключению:

1. Одобрить проект Закона Кыргызской Республики «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета Кыргызской Республики за 2015 год».

2. Министерству культуры, информации и туризма Кыргызской Республики, Министерству образования и науки Кыргызской Республики, Социальному фонду Кыргызской Республики, учитывая предписание Счетной палаты Кыргызской Республики, принять меры по устранению указанных недостатков.

3. Направить данное заключение в Комитет по бюджету и финансам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

 

         Заместитель

Председателя комитета                                                     Т. Икрамов