Размер шрифта:
А-
А
А+
Цвета:
А
А
А
Изображения:
Не показать
Обычная версия

Раздел первый

10-06-2016
23:50

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

 

ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

 

Статья 1

 

  1. Кыргызская Республика (Кыргызстан) – независимое, суверенное, демократическое, унитарное, правовое, светское и социальное государство.
  2. Суверенитет Кыргызской Республики не ограничен и распространяется на всю ее территорию.
  3. Кыргызская Республика самостоятельно проводит внутреннюю и внешнюю политику.
  4. Народ Кыргызской Республики – носитель суверенитета и единственный источник государственной власти.
  5. Народ Кыргызстана составляют граждане всех этносов Кыргызской Республики.
  6. От имени народа Кыргызской Республики вправе выступать Президент и Жогорку Кенеш.

 

Статья 2

 

  1. Самостоятельное определение основ конституционного строя является суверенным правом народа Кыргызской Республики.
  2. В Кыргызской Республике народовластие основывается на принципах принадлежности всей полноты власти народу, защиты прав и свобод человека и гражданина, свободного и реального доступа к управлению делами государства и общества.
  3. Граждане Кыргызской Республики осуществляют свою власть непосредственно на выборах и референдумах (всенародное голосование),
    а также через систему государственных органов и органов местного самоуправления на основе Конституции и законов Кыргызской Республики.
  4. Выборы и референдумы проводятся на основе свободного, всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Правом избирать обладают граждане Кыргызской Республики, достигшие 18 лет.
  5. На референдум могут быть вынесены законы и другие вопросы государственного значения. Порядок проведения референдума устанавливается конституционным законом.
  6. Запрещается влиять на свободу выбора избирателей, используя запрещенные законом финансовые, административные и иные ресурсы.

 

Статья 3

 

  1. Территория Кыргызской Республики в пределах ее границ целостна и неприкосновенна.
  2. В целях организации государственного управления и местного самоуправления территория Кыргызской Республики делится на определяемые законом административно-территориальные единицы.

 

Статья 4

 

Государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципах:

– верховенства власти народа, представляемой и обеспечиваемой всенародно избираемыми Президентом и Жогорку Кенешем;

– разделения ее на законодательную, исполнительную, судебную ветви, их согласованного функционирования и взаимодействия;

– открытости государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, осуществления ими своих полномочий в интересах народа;

– разграничения полномочий и функций государственных органов и органов местного самоуправления;

– запрета государственным и муниципальным должностным лицам осуществлять действия (бездействие), создающие условия для коррупции;

– конституционно-правовой и иной ответственности   государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц перед народом.

 

Статья 5

 

  1. Государство и его органы служат всему обществу, а не какой-то его части.
  2. Не допускаются действия, направленные на насильственный захват и незаконное удержание государственной власти, присвоение полномочий государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Узурпация государственной власти – особо тяжкое преступление.

 

Статья 6

 

  1. Настоящая Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике.
  2. Конституционные законы, законы и другие нормативные правовые акты принимаются на основе Конституции.
  3. Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, вступившие в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики.

Порядок и условия применения международных договоров и общепризнанных принципов и норм международного права определяются законом.

  1. Официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов является обязательным условием вступления их в силу.
  2. Закон или иной нормативный правовой акт, устанавливающий новые обязанности или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

 

Статья 7

 

  1. Народный Курултай – общественно-представительное собрание.

Народный Курултай как совещательное, наблюдательное собрание дает рекомендации по направлениям общественного развития.

  1. Организация и порядок деятельности Народного Курултая определяются Конституцией и конституционным законом.

 

Статья 8

 

  1. В Кыргызской Республике могут создаваться политические партии, профессиональные союзы и другие общественные объединения для реализации и защиты прав, свобод и интересов человека и гражданина.
  2. Политические партии содействуют многообразному выражению политического волеизъявления различных социальных слоев и групп общества.
  3. В Кыргызской Республике запрещается:

1) формирование и функционирование партийных организаций в государственных и муниципальных учреждениях, организациях; осуществление государственными и муниципальными служащими партийной работы, за исключением случаев, когда такая работа осуществляется вне служебной деятельности;

2) членство военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и судей в политических партиях, их выступление в поддержку какой-либо политической партии;

3) создание политических партий на религиозной и этнической основе, преследование религиозными объединениями политических целей;

4) создание объединениями граждан военизированных формирований;

5) функционирование политических партий, общественных и религиозных объединений, их представительств и филиалов, деятельность которых направлена на насильственное изменение конституционного строя, подрыв национальной безопасности, разжигание социальной, расовой, межнациональной и религиозной розни.

  1. Политические партии, профессиональные союзы и другие общественные объединения обеспечивают прозрачность своей финансовой и хозяйственной деятельности.

 

Статья 9

 

  1. В Кыргызской Республике никакая религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.
  2. Религия и все религиозные культы отделены от государства.
  3. Запрещается вмешательство религиозных объединений, священнослужителей и служителей культов в деятельность органов государственной власти.

 

Статья 10

 

  1. Средствам массовой информации гарантируется право на получение информации от государственных органов и органов местного самоуправления, их распространение, право на свободу выражения мнений.
  2. Цензура в Кыргызской Республике не допускается. Средства массовой информации свободны и осуществляют свою деятельность в соответствии с законом.
  3. Информационная безопасность в Кыргызской Республике охраняется государством.
  4. В целях защиты подрастающего поколения мероприятия, противоречащие моральным и нравственным ценностям, общественному сознанию народа Кыргызской Республики, могут ограничиваться законом.
  5. Перечень мероприятий, подлежащих ограничению, и перечень ограничиваемой в доступе и распространении информации устанавливаются законом.

 

Статья 11

 

  1. Кыргызская Республика не имеет целей экспансии, агрессии и военных целей.

Вооруженные Силы Кыргызской Республики формируются на принципах самообороны и оборонительной достаточности.

  1. Право ведения войны, за исключением случаев агрессии против Кыргызской Республики и других государств, связанных обязательствами коллективной обороны, не признается. Разрешение по каждому случаю отправления частей Вооруженных Сил Кыргызской Республики за пределы территории Кыргызской Республики принимается Жогорку Кенешем большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов.
  2. Использование Вооруженных Сил Кыргызской Республики для решения внутригосударственных политических задач запрещается.
  3. Кыргызская Республика стремится к сосуществованию с другими государствами на принципах согласия и справедливости, взаимовыгодного сотрудничества, мирного решения глобальных и региональных проблем.

 

Статья 12

 

Чрезвычайное положение, чрезвычайная ситуация и военное положение в Кыргызской Республике вводятся в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией и законами.

 

Статья 13

 

  1. Кыргызский язык – государственный язык Кыргызской Республики.

Порядок применения государственного языка определяется конституционным законом.

  1. В Кыргызской Республике в качестве официального используется русский язык.
  2. Представителям всех этнических групп, образующих народ Кыргызской Республики, гарантируется право на создание условий для сохранения, изучения и развития родного языка.

 

Статья 14

 

  1. Кыргызская Республика имеет государственные символы – Флаг, Герб, Гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются законом.
  2. Город Бишкек – столица Кыргызской Республики.

Города Бишкек и Ош являются городами республиканского значения. Статус городов республиканского значения определяется законом.

  1. Национальной денежной единицей Кыргызской Республики является сом.

 

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

 

Статья 15

 

  1. В Кыргызской Республике в равной степени признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
  2. Собственность неприкосновенна. Никто не может быть произвольно лишен своего имущества. Право наследования гарантируется.

Изъятие имущества помимо воли собственника допускается только по решению суда в установленном законом порядке.

Изъятие имущества для общественных и государственных нужд, определенных законом, осуществляется по решению суда путем предоставления справедливого и предварительного обеспечения возмещения стоимости этого имущества и убытков, причиненных в результате отчуждения имущества.

  1. Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, (национализация) производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков.
  2. Кыргызская Республика защищает собственность своих граждан и юридических лиц, а также свою собственность, находящуюся на территории иностранных государств.
  3. Памятники историко-культурного наследия, архитектурные, археологические объекты и находки являются государственной собственностью и особо охраняются законом.

 

Статья 16

 

  1. Земля, ее недра, воздушное пространство, воды, леса, пастбища, растительный и животный мир, другие природные ресурсы являются исключительной собственностью Кыргызской Республики.
  2. Земля и природные ресурсы используются как основа жизни и деятельности народа Кыргызской Республики; для сохранения единой экологической системы и устойчивого развития они находятся под контролем и особой охраной государства.
  3. Земля, за исключением пастбищ и лесов, может находиться в частной и муниципальной формах собственности.

Земля не может находиться на праве частной собственности иностранных граждан и юридических лиц с иностранным участием.

  1. Гарантии защиты прав собственников земли определяются законом.

 

Статья 17

 

  1. Кыргызская Республика создает условия для развития различных форм экономической деятельности и защищает интересы национальной экономики.
  2. Направления экономического и социального развития Кыргызской Республики отражаются в национальных программах.
  3. Государство гарантирует защиту инвестиций и субъектов инвестиционной деятельности в порядке, определяемом законом.

 

Статья 18

 

  1. Государственный бюджет Кыргызской Республики состоит из республиканского и местных бюджетов, включает доходы и расходы государства.
  2. На территории Кыргызской Республики действует единая налоговая система. Право установления налогов принадлежит Жогорку Кенешу. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

 

Статья 19

 

  1. Государство заботится о благосостоянии народа и его социальной защите.
  2. Кыргызская Республика обеспечивает поддержку социально незащищенных категорий граждан, охрану труда и здоровья.
  3. Кыргызская Республика развивает систему социальных служб, медицинского обслуживания, обеспечивает гарантии государственных пенсий, пособий и иные гарантии социальной защиты.

 

Статья 20

 

  1. Семья – основа общества. Семья, отцовство, материнство и детство находятся под охраной общества и государства.
  2. Уважение и забота об отце, матери – священный долг детей.
  3. Дети – важнейшая ценность Кыргызской Республики. Государство создает условия, способствующие разностороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, их гражданско-патриотическому воспитанию.

 

ГЛАВА III. ДУХОВНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВА

 

Статья 21

 

  1. Государство заботится о развитии культуры народа Кыргызстана, сохраняя обычаи и традиции, не ущемляющие права и свободы человека.
  2. Почитание старших и уважение к младшим – священная традиция народа.
  3. Государство охраняет историческое, материальное и духовное наследие народа Кыргызстана.
  4. Государство обеспечивает межэтническое и межконфессиональное согласие.

 

Статья 22

 

  1. Развитие общества и государства опирается на научные исследования, современные технологии и инновации.
  2. Государство поддерживает все виды и формы образования в образовательных организациях независимо от форм собственности.

Государство заботится о каждом обучающемся, качестве обучения и повышении статуса педагогических работников.

Государство финансирует и осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности государственных образовательных организаций.

  1. Государство содействует развитию науки, научно-творческому развитию, научно-технологическим достижениям, открытиям, инновациям и изобретениям.

Государство финансирует и поддерживает научные учреждения и организации, реализует стратегию их развития.

  1. Государство обеспечивает аттестацию научных и научно-педагогических кадров, способствующих научно-техническому прогрессу.
  2. Национальная академия наук Кыргызской Республики, основываясь на принципах преемственности и научного прогресса, координирует направления в сфере фундаментальных и прикладных наук.