На общественное обсуждение с 26 апреля 2017 года выносится проект Закона Кыргызской Республики  "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О государственных закупках"

26-04-2017 10:40

Инициаторы: депутаты Жогорку Кенеша М.К. Жеенчороев, К. Ж. Рыспаев, Н. К. Макеев, А. А. Алтынбеков, Д. Ш. Исаева, М. Э. Мавлянова

Предложения  и замечания просим сообщать по телефону: (0312) 63-85-07

Регистрация  № 6-9096/17      21.04.2017

 

Пресс-служба Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

 

 

 

 

Проект

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

«О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики

«О государственных закупках»

Статья 1.

Внести в Закон Кыргызской Республики "О государственных закупках" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2015 г., № 4, ст.327) следующее изменение:

в абзаце пятом статьи 3 предложение «При этом к данному признаку не относится акционер (акционеры) акционерного общества, владеющий (владеющие) менее 20 процентами акций» исключить.

 

Статья 2.

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

2. Правительству Кыргызской Республики в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

Президент

Кыргызской Республики

 

 

 

 

Справка- обоснование

к проекту Закона Кыргызской Республики

«О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики  «О государственных закупках»

Преступления, имеющие место в сфере государственных закупок, отличаются особой общественной опасностью. Данное утверждение связано не только с тем, что в результате их совершения расхищается бюджет государства, но также и с тем, что их активными участниками, как правило, выступают чиновники различного ранга, то есть лица, наделенные властными полномочиями и призванные стоять на страже государственных и общественных интересов. Различные коррупционные схемы (взятки, «откаты»), сопровождающие такие преступления в первую очередь подрывают авторитет государственной власти, способствуют усилению недовольства населения и оказывают резкое отрицательное влияние на социально-экономическую обстановку в стране. Кроме того они несут в себе угрозы развитию благоприятного инвестиционного климата, устойчивости национальной финансовой системы, международной репутации государства в целом, увеличения объемов денежных средств в теневом обращении. В связи с этим всеми государствами особое внимание уделяется вопросам борьбы с хищением бюджетных средств и совершенствования национального законодательства в сфере государственных закупок.

Согласно отчету Генерального прокурора Кыргызской Республики о состоянии законности в Кыргызской Республике в 2016 году и о проделанной органами прокуратуры работе по ее укреплению (исх. ГПКР за № 6-7-17(81) от 01.03.2017г.) большое количество нарушений законности продолжает допускаться должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления в сфере законодательства о государственных закупках, которая продолжает являться одной из наиболее подверженных коррупционным рискам отраслей деятельности государственных органов. Органами прокуратуры по нарушениям требований законодательства о государственных закупках было внесено 660 актов прокурорского реагирования или 26,5% от общего числа внесенных актов реагирования за 2016 год.

В сфере государственных и муниципальных закупок одним из самых серьезных коррупционных факторов является конфликт интересов. Неудивительно поэтому, что многие механизмы противодействия коррупции, разработанные отечественным законодателем, направлены на предотвращение и урегулирование конфликта интересов.

В Законе КР «О государственных закупках» предусмотрены следующие ограничения на совершение сделок с аффилированными лицами.

В соответствии с ч.  2 статьи 5 не допускаются к участию в государственных закупках поставщики (подрядчики), включенные в базу данных ненадежных (недобросовестных) поставщиков (подрядчиков), а также если учредители, члены руководящего состава поставщика (подрядчика) являются аффилированными лицами закупающих организаций.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 6:

1. государственным, муниципальным служащим и работникам закупающих организаций и членам конкурсной комиссии запрещается:

1) оказывать какое-либо влияние на решение в государственных закупках в интересах любой из сторон закупок;

2) участвовать в качестве поставщиков (подрядчиков) или быть с ними аффилированным лицом при закупках, регулируемых настоящим Законом;

3) быть аффилированным лицом.

В случае нарушения работниками закупающих организаций или членами конкурсной комиссии положений настоящей части они привлекаются к ответственности в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке, а процедуры закупок приостанавливаются либо прекращаются по решению закупающей организации или суда.

2. Лицо не может исполнять обязанности, связанные с процедурами закупок, если оно:

1) является аффилированным лицом;

2) в течение предшествующих двух лет являлось сотрудником какого-либо поставщика (подрядчика), участвующего в процедурах закупок.

Понятие «аффилированное лицо» определено статьей 3 этого же закона.

Аффилированное лицо - лицо, соответствующее одному или нескольким нижеперечисленным признакам:

лицо, оказывающее влияние на принятие решения по процедурам государственных закупок;

руководители и работники закупающих организаций, а также их близкие родственники;

поставщики (подрядчики), учредителями и (или) участниками которых являются лица, занимающие политические государственные должности, политические муниципальные должности, специальные государственные должности, и их близкие родственники. При этом к данному признаку не относится акционер (акционеры) акционерного общества, владеющий (владеющие) менее 20 процентами акций;

Как видно из вышеизложенного в соответствии законодательством для установления аффилированности по критерию участия в уставном капитале в настоящее время  необходимо наличие права владения 20 и более процентами общего количества акций для любого лица в отношении юридического лица. Соответственно по данному основанию лица, владеющие менее 20 процентами акций не считаются аффилированными и на них не распространятся ограничения, предусмотренные законодательством.

Таким образом, законодательством допускается, чтобы должностные лица закупающей организации,  владеющие менее 20 процентами акций выступали учредителями, участниками (акционерами) поставщиков, подрядчиков.

При этом необходимо отметить, что в соответствии Законом КР «Об акционерных обществах» акция - ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении делами акционерного общества и на часть имущества, оставшегося после его ликвидации;

акционер - физическое или юридическое лицо, владеющее хотя бы одной акцией общества, предоставляющей ему обязательственное право на имущество акционерного общества и обладающее в связи с этим правами и обязанностями, установленными настоящим Законом и законодательством Кыргызской Республики;

Как всем известно, инвестиции это размещение капитала с целью получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Любое лицо, вкладывая денежные средства в акции и становясь акционером, как инвестор всегда и больше всех будет заинтересован в получении акционерным обществом прибыли и будет способствовать этому.

Таким образом, в случае если государственный, муниципальный служащий и работник закупающей организации и члены конкурсной комиссии будут владеть, хотя бы одной акцией компании, выступающей в качестве поставщика (подрядчика) то факт владения акцией ставит этого участника аукциона в более выгодное положение по сравнению с остальными, что будет противоречит принципу равноправной конкуренции и соблюдения этики государственного гражданского служащего и муниципального служащего.

Вместе с тем будет нарушаться закрепленный в качестве одного из единых требований, предъявляемых ко всем без исключения участникам, принцип недопущения конфликта интересов между участниками закупки и заказчиком

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта КР, способное привести к причинению вреда этим интересам.

Последствиями конфликта интересов в сфере закупок товаров, работ, услуг могут стать совершение коррупционных правонарушений, ограничение конкуренции между участниками закупки, неэффективное расходование бюджетных средств, нарушения этики государственного гражданского служащего и муниципального служащего.

Исходя из вышеизложенного предлагаю из Закона КР «О государственных закупках» исключить норму в соответствии с которой для установления аффилированности необходимо факт владения 20 и более процентами акций от общего количества  акций акционерного общества.

В случае принятия предлагаемого проекта закона лица, занимающие политические государственные должности, политические муниципальные должности, специальные государственные должности, и их близкие родственники, являющиеся, учредителями и (или) участниками  поставщика (подрядчика) независимо от доли владения акциями будут признаваться аффилированными лицами.

От принятия предлагаемого проекта закона ожидается следующий практический результат:

Снижение уровня коррупции среди должностных лиц, задействованных в процессе государственных закупок;

Обеспечение равноправной конкуренции;

Уменьшение объемов расходования бюджетных средств на приобретение товаров и услуг учреждениями, выступающими в роли заказчиков;

Повышение качества продукции и услуг, предоставляемых поставщиками и подрядчиками в рамках исполнения государственных контрактов;

Вместе с тем, законопроект соответствует Конституции Кыгызской Республики, гражданскому законодательству в целом и нормам международного законодательства, ратифицированным в установленном порядке.

Поскольку данный законопроект регулирует только сферу государственных закупок и не затрагивает напрямую сферу предпринимательской деятельности проведение анализа регулятивного воздействия не требуется.

В соответствии со статьей 22 Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» данный законопроект был размещен на официальном сайте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (www.kenesh.kg) для проведения общественного обсуждения, по результатам которого замечаний и предложений не поступило.

Законопроект не подлежит гендерной, экологической, антикоррупционной и иной экспертизе, в случае его принятия не потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета Кыргызской Республики.

 

Депутаты                                                                                     М.К. Жеенчороев

                                                                                                   К. Дж. Рыспаев

                                                                                                   Н. К. Макеев

                                                                                                   А. А. Алтынбеков

                                                                                                   Д. Ш. Исаева

                                                                                                   М. Э. Мавлянова

 

 

 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики

«О государственных закупках»

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Статья 3. Понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие понятия:

аффилированное лицо - лицо, соответствующее одному или нескольким нижеперечисленным признакам:

лицо, оказывающее влияние на принятие решения по процедурам государственных закупок;

руководители и работники закупающих организаций, а также их близкие родственники;

поставщики (подрядчики), учредителями и (или) участниками которых являются лица, занимающие политические государственные должности, политические муниципальные должности, специальные государственные должности, и их близкие родственники. При этом к данному признаку не относится акционер (акционеры) акционерного общества, владеющий (владеющие) менее 20 процентами акций;

Статья 3. Понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие понятия:

аффилированное лицо - лицо, соответствующее одному или нескольким нижеперечисленным признакам:

лицо, оказывающее влияние на принятие решения по процедурам государственных закупок;

руководители и работники закупающих организаций, а также их близкие родственники;

поставщики (подрядчики), учредителями и (или) участниками которых являются лица, занимающие политические государственные должности, политические муниципальные должности, специальные государственные должности, и их близкие родственники. При этом к данному признаку не относится акционер (акционеры) акционерного общества, владеющий (владеющие) менее 20 процентами акций;

 



Количество просмотров : 3384