На общественное обсуждение с 15 марта 2017 года выносится проект Закона Кыргызской Республики  "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики относительно регулирования ввоза ртутьсодержащих товаров"

15-03-2017 11:00

Инициатор: депутат Жогорку Кенеша М.Бакиров, Б. Төрөбаев, К. Иманалиев, А. Алтынбеков, А. Султанов, А. Акматов, Э. Токтошев, А. Нурбаев, Э. Байпакбаев, З. Жамалдинов

Предложения  и замечания просим сообщать по телефону: (0312) 66-13-28

Регистрация  № 6-5904/17      14.03.2017

 

Пресс-служба Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

 

 

 

 

Проект

Закон Кыргызской Республики О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики относительно регулирования ввоза ртутьсодержащих товаров

 

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики                                                                           ----- 2017 года

 

Статья 1.

Внести в Закон Кыргызской Республики от 14 апреля 1994 года № 1480-XII «О неналоговых платежах» (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» 1994 г., № 5, ст. 157; «Нормативные акты Кыргызской Республики» 1994 год № VI) следующие дополнения:

Раздел III дополнить статьей 16-1 «Платежи на переработку ртутьсодержащих отходов» следующего содержания: «Платеж на переработку ртутьсодержащих отходов (утилизационный платеж), уплачивается производителями, импортерами ртутьсодержащих изделий, подлежащих переработке после утраты ими потребительских свойств.

Размер, порядок и сроки внесения утилизационного платежа на переработку ртутьсодержащих отходов устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Производитель (импортер) ртутьсодержащих изделий включает утилизационный платеж в себестоимость продукции.

Средства, поступившие в республиканский бюджет в счет уплаты утилизационного платежа, расходуются посредством реализации государственных программ Кыргызской Республики в форме предоставления субсидий организациям по переработке ртутьсодержащих отходов на софинансирование утвержденных в установленном порядке работ для покрытия расходов на сбор, транспортировку, переработку отходов от использования ртутьсодержащих изделий».

 

Статья 2.

Внести в Закон Кыргызской Республики от 13 ноября 2001 года № 89 «Об отходах производства и потребления» («Эркин Тоо» от 21 ноября 2001 года № 83) следующие дополнения:

  1. Часть 1 статьи 20 дополнить абзацем следующего содержания: «Экономическое регулирование в области обращения с ртутьсодержащими отходами устанавливается на основе взимания утилизационного платежа на переработку ртутьсодержащих отходов в соответствии с Законом КР «О неналоговых платежах».

 

  1. Часть 2 статьи 20 дополнить абзацем следующего содержания: «Средства, поступившие в республиканский бюджет в счет уплаты утилизационного платежа, расходуются посредством реализации государственных программ Кыргызской Республики в форме предоставления субсидий организациям по переработке ртутьсодержащих отходов на софинансирование утвержденных в установленном порядке работ для покрытия расходов на сбор, транспортировку, переработку ртутьсодержащих отходов».

 

Статья 3.

Внести в Закон Кыргызской Республики от 3 апреля 2015 года № 72 «О государственных закупках» («Эркин Тоо» от 14 апреля 2015 года № 31) следующие дополнения:

  1.  Статью 1 дополнить абзацем следующего содержания «- обеспечения экологической безопасности при осуществлении государственных закупок»

 

Статья 4.

Настоящий Закон вступает в силу по истечении ……… дней со дня официального опубликования.

Правительству Кыргызской Республики в шестимесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

Президент

Кыргызской Республики                                                                                                    А. Атамбаев

 

 

 

 

СПРАВКА ОБОСНОВАНИЕ

к проекту закона Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики относительно регулирования ввоза ртутьсодержащих товаров»

 

Проект закона КР «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики относительно регулирования ввоза ртутьсодержащих товаров» подготовлен в целях введения экономических механизмов, направленных на обеспечение надлежащего управления в области обращения ртутьсодержащих товаров и отходов.

Под понятием экономического механизма в области охраны окружающей среды понимается правовой институт, который включает в себя совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансирование природоохранных мер, направленных на переработку опасных отходов и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения различных льгот.

Проект данного закона разработан во исполнение:

Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы[1], предусматривающей «- внедрение новых финансовых инструментов для продвижения зеленых технологий через: зеленые налоги, таможенные пошлины, зеленые закупки, зеленые инвестиции» [2];

также Программы Правительства КР по надлежащему управлению химическими веществами в КР на 2015-2017 годы. В Программе заложены следующие мероприятия: разработка проектов НПА по введению пошлин на ввоз ртутьсодержащих товаров (3.1.2.) и разработка проекта НПА о финансовых механизмах сбора ртутьсодержащих отходов (3.2.1.), которые Правительство должно реализовать уже к концу 2017 г.

На сегодняшний день одним из наиболее вероятных поступлений ртути в окружающую среду являются отработанные ртутьсодержащие товары. Ртуть занимает особое место среди многочисленной группы токсичных веществ, что обусловлено ее повышенной возможностью распределятся в окружающей среде, разнообразием форм нахождения и спецификой их трансформации в природных условиях, а также разносторонним спектром негативных воздействий на живые организмы даже при относительно малых дозах экспозиции. Особенно сильно ртуть поражает нервную и выделительную системы.

Таким образом, вышедшие из строя ртутьсодержащие изделия являются потенциальным источником поступления токсичной ртути и других вредных веществ в среду обитания, что определяет необходимость их селективного сбора и переработки.

В связи с этим необходимость введения специальных платежей на экологически неблагоприятную продукцию и направление полученных средств на поддержку разработки и внедрения экологически чистых технологий, включая формирование инфраструктуры сбора и переработки отходов в Кыргызской Республике, продиктована требованиями перехода страны на принципы «зеленой экономики». Это важно для сокращения количества отходов, наполнения бюджета, гармонизации нормативных правовых условий с международными нормами, снижения энерго- и ресурсопотребления.

Достаточное количество ртутьсодержащей продукции, находящейся в обращении на территории республики, приводят к постоянному увеличению количества образующихся ртутьсодержащих отходов, росту их негативного воздействия на окружающую среду и, следовательно, повышению уровня экологических рисков, что определяет необходимость введения экономических механизмов, направленных на ограничение производства и ввоза данных видов товаров, а также обеспечение финансовой базы для их сбора и переработки.

Необходимо отметить, что за рубежом накоплен существенный опыт проведения эколого-экономических реформ в области сокращения производства и импорта экологически неблагоприятных товаров. В последнем десятилетии прошлого века ряд европейских государств реформировали свои налоговые системы в направлении их экологизации, опираясь при этом на экологические налоги.

Специальные платежи (налоги, экологические сборы и др.) на экологически неблагоприятную продукцию имеются и в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА).

Также одним из наиболее эффективных природоохранных принципов является принцип расширенной ответственности производителей и импортеров, предусматривающий возложение ответственности на производителя (импортера) продукции за сбор и использование отходов, в которые такая продукция превращается- принцип РОП.

На сегодняшний день в странах ЕАЭС: России, Беларуси, Казахстане проводятся различные попытки задействовать подобный механизм в государственную политику. Введение расширенной ответственности стимулирует производителей уже на этапе проектирования и дизайна товаров, чтобы сделать их более приспособленными для конечной переработки, к тому же заинтересовать производителей создавать собственные системы для сбора их товаров после использования. Важно, чтобы производителям и импортерам было выгоднее поставлять в торговые сети именно экологически благоприятную продукцию. Это все способствует развитию системы сбора вторичных материальных ресурсов, что в свою очередь подразумевает наличие нормативной правовой базы, наличие уполномоченного органа, отвечающего за реализацию принципов РОП, стимулирование предприятий, которые занимаются сбором и сортировкой отходов, информационное обеспечение проводимых реформ и введение ответственности за не надлежащее исполнение законодательства.

Учитывая вышеизложенное, очевидно, что экономическая эффективность введения специальных платежей при производстве и ввозе ртутьсодержащих товаров выразится в создании стимулов к развитию формирования в стране конкурентоспособного сектора переработки вторичного сырья за счет финансовой поддержки предприятий-переработчиков.

В основу формирования величин утилизационного платежа должны быть положены:

- обоснованный объем образующихся отходов от использования ртутьсодержащих товаров;

- удельная себестоимость обращения с отходами ртутьсодержащих товаров, подлежащих переработке после утраты потребительских свойств, которая формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, переработку единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства;

- удельные затраты, необходимые для развития, внедрения новых мощностей для переработки товаров, потерявшие свои потребительские свойства.

Для формирования экономически обоснованных ставок утилизационного платежа необходимо проведение дополнительных работ.

Благодаря внедрению экономических механизмов, со временем произойдет смена ртутьсодержащих товаров на аналогичные, не содержащие ртуть (электронные тонометры, светодиодные лампы и т.д.). Соответственно, без существенного изменения общей массы денежного оборота в торговле снизятся расходы на хранение и переработку опасных отходов.

Данным законопроектом также предлагается введение принципа обеспечения экологически безопасной продукции при осуществлении государственных закупок, так как ежегодно приобретается огромное количество товаров и услуг для государственных нужд. При этом нередко основным критерием выбора того или иного поставщика является наиболее низкая цена. Главная опасность такого подхода состоит в том, что он не учитывает потенциальных потерь, которые государство может понести вследствие негативного влияния жизненного цикла, включающего производство, потребление и утилизацию, закупаемых товаров на окружающую среду, а также их надежность и безопасность.

Каждая фаза или стадия жизненного цикла товара, в зависимости от интенсивности, по-своему влияет на окружающую среду и здоровье населения. Поэтому при осуществлении государственных закупок, предпринимая те или иные действия, следует помнить, что отрицательное влияние на окружающую среду можно смягчить или полностью его избежать, учитывая экологическую безопасность приобретаемой продукции.

По итогам анализа действующих норм национального и международного законодательства установлено, что нормы представленного проекта закона не противоречат действующим нормативным правовым актам.

При принятии законопроекта государство дополнительных затрат не несет.

Данный проект закона является гендерно нейтральным, несет антикоррупционную, экологическую, правовую и правозащитную направленность.

 

Депутаты                                                                                                М. Бакиров

                                                                                                                Б. Төрөбаев

К. Иманалиев

А. Алтынбеков

А. Султанов

А. Акматов

Э. Токтошев

А. Нурбаев

Э. Байпакбаев

                                                                                                                  З. Жамалдинов

 
 
 
 
 
 

Сравнительная таблица к закону Кыргызской Республики

«О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики относительно регулирования ввоза ртутьсодержащих товаров»

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Закон Кыргызской Республики от 14 апреля 1994 года № 1480-XII «О неналоговых платежах»

 

Статья 16-1 «Платежи на переработку ртутьсодержащих отходов»

«Платеж на переработку ртутьсодержащих отходов (утилизационный платеж) уплачивается производителями, импортерами ртутьсодержащих изделий, подлежащих переработке после утраты ими потребительских свойств.

Размер, порядок и сроки внесения утилизационного платежа на переработку ртутьсодержащих отходов устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

Производитель (импортер) ртутьсодержащих изделий включает утилизационный платеж в себестоимость продукции.

Средства, поступившие в республиканский бюджет в счет уплаты утилизационного платежа, расходуются посредством реализации государственных программ Кыргызской Республики в форме предоставления субсидий организациям по переработке ртутьсодержащих отходов на софинансирование утвержденных в установленном порядке работ, для покрытия расходов на сбор, транспортировку, переработку отходов от использования ртутьсодержащих изделий».

Закон Кыргызской Республики от 13 ноября 2001 года № 89 «Об отходах производства и потребления»

Статья 20. Экономическое регулирование в области обращения с отходами

 

1. Экономическое регулирование в области обращения с отходами устанавливается на основе взимания платы за размещение отходов с учетом их объема, класса опасности и нормативов размещения.

Плата за размещение отходов сверх установленных лимитов взимается с соответствующим изменением.

2. Средства, поступившие от взимания платы за размещение отходов, направляются в систему государственных экологических фондов и используются на природоохранные мероприятия.

3. Механизм и меры экономического стимулирования в области обращения с отходами, порядок взимания и определения размеров платы за размещение отходов устанавливаются законодательством Кыргызской Республики.

 

Статья 20. Экономическое регулирование в области обращения с отходами

 

1. Экономическое регулирование в области обращения с отходами устанавливается на основе взимания платы за размещение отходов с учетом их объема, класса опасности и нормативов размещения.

Плата за размещение отходов сверх установленных лимитов взимается с соответствующим изменением.

Экономическое регулирование в области обращения с ртутьсодержащими отходами устанавливается на основе взимания утилизационного платежа на переработку ртутьсодержащих отходов в соответствии с Законом КР «О неналоговых платежах».

2. Средства, поступившие от взимания платы за размещение отходов, направляются в систему государственных экологических фондов и используются на природоохранные мероприятия.

Средства, поступившие в республиканский бюджет в счет уплаты утилизационного платежа, расходуются посредством реализации государственных программ Кыргызской Республики в форме предоставления субсидий организациям по переработке ртутьсодержащих отходов на софинансирование утвержденных в установленном порядке работ для покрытия расходов на сбор, транспортировку, переработку ртутьсодержащих отходов.

3. Механизм и меры экономического стимулирования в области обращения с отходами, порядок взимания и определения размеров платы за размещение отходов устанавливаются законодательством Кыргызской Республики.

 

Закон Кыргызской Республики от 3 апреля 2015 года № 72 «О государственных закупках»

Статья 1. Цель и принципы Закона

 

Целью настоящего Закона является обеспечение экономичности и эффективности использования государственных средств при осуществлении государственных закупок.

Осуществление государственных закупок основывается на принципах:

- публичности, открытости, законности и беспристрастности в отношении поставщиков (подрядчиков);

- расширения участия и развития конкуренции между поставщиками (подрядчиками) в процессе осуществления закупок;

- создания равных и справедливых условий для поставщиков (подрядчиков) при осуществлении государственных закупок.

 

Статья 1. Цель и принципы Закона

 

Целью настоящего Закона является обеспечение экономичности и эффективности использования государственных средств при осуществлении государственных закупок.

Осуществление государственных закупок основывается на принципах:

- публичности, открытости, законности и беспристрастности в отношении поставщиков (подрядчиков);

- расширения участия и развития конкуренции между поставщиками (подрядчиками) в процессе осуществления закупок;

- создания равных и справедливых условий для поставщиков (подрядчиков) при осуществлении государственных закупок;

- обеспечения экологической безопасности при осуществлении государственных закупок.

 

 

 

 



Количество просмотров : 1459