Размер шрифта:
А-
А
А+
Цвета:
А
А
А
Изображения:
Не показать
Обычная версия

На общественное обсуждение с 19 декабря 2016 года выносится проект Закона Кыргызской Республики  "О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Земельный кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики "О пастбищах")"

19-12-2016
16:47

Инициатор: депутат Жогорку Кенеша КР И.Омуркулов

Предложения  и замечания просим сообщать по телефону: (0312) 63-92-14

Регистрация  № 6-29870/16      15.12.2016

 

Пресс-служба Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

 

 

 

 

Проект

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

«О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (Земельный кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики «О пастбищах»)

 

Статья 1

Внести в Земельный кодекс Кыргызской Республики (Ведомости ЖогоркуКенеша Кыргызской Республики, 2008 г., № 8, ст.922) следующие изменения и дополнение:

1. В пункте 13 статьи 1исключить слова «, за исключением пастбищ;»;

2. Часть 4 статьи 4 изложить в следующей редакции:

«4. Пастбища не могут быть переданы в частную собственность. Так же, пастбища, за исключением малопродуктивных, не могут быть переданы в аренду.»

3. В пунктах 2 и 3 статьи 8 слова «, за исключением пастбищ» заменить словами «, за исключением случаев, установленных законом.»;

4. Статью 32 дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:

«2-1. Малопродуктивные присельныепастбища могут быть переданы в аренду гражданам Кыргызской Республики в долгосрочное пользование уполномоченным органом для освоения и ведения сельскохозяйственного производства.»;

5. Пункт 2 статьи 73 после слов «зданий и сооружений» дополнить словами «, а также сооружений легкой конструкции на пастбищных угодьях, включенных в планы сообществ по управлению и использованию пастбищ.».

 

Статья 2

Внести Закон Кыргызской Республики «О пастбищах» (Ведомости ЖогоркуКенеша Кыргызской Республики, 2009 г., N 1, ст.30) следующее изменение:

1. Статью 15 изложить в следующей редакции:

«Статья 15. Запрещение аренды пастбищ

Передача пастбищ в аренду, за исключением малопродуктивных при сельных пастбищ, запрещается.».

 

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.

Правительству Кыргызской Республики в 3-месячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

Президент 

Кыргызской Республики

 

 

 

 

CПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ

к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнения  в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (Земельный кодекс Кыргызской Республики,  Закон Кыргызской Республики «О пастбищах»)

Настоящий проект Закона разработан в целях включения в сельскохозяйственный оборот малопродуктивных  пастбищ, путем предоставления в долгосрочную аренду малопродуктивных присельных пастбищ для освоения и ведения сельскохозяйственного производства.

Земля в сельском хозяйстве является главным средством производства и предметом труда, следовательно даже незначительное повышение эффективности земледелия может привести к существенному изменению доходности в сторону ее увеличения. Реальным путем укрепления сельского хозяйства является обеспечение рационального использования земли. 

На сегодня очень актуален вопрос включенияв сельскохозяйственный оборот малопродуктивных  пастбищ.Территория пастбищ республики составляет 9 млн 30 тыс. га, а  территория малопродуктивных пастбищ, урожайность которых не превышает 0,8 кормовых единиц с 1 гектара, составляет порядка 500 тыс. га.

В результате чрезмерной эксплуатации пастбищ, особенно близлежащих (присельных), перегрузки их скотом и бессистемного использования, земли пастбищ подвержены дефляции, заметна интенсивная деградация этих земельных участков. Это может привести к утрате земельных ресурсов как объекта сельхозпроизводства. Однако, в настоящее время законодательство не допускает освоения разрушенных пастбищ частными лицами в качестве малопригодных наделов из-за того, что, пастбища не включены в перечень земель, признаваемых малопродуктивными.

При этом, чтобы заинтересовать местных инвесторов, необходимо перевести часть угодий из менее ценной категории (деградировавшие малопродуктивные пастбища) в более ценную (пашню или многолетние насаждения)и предусмотреть возможность передачи соответствующих пастбищ после полного освоения в долгосрочную аренду. Землепользователь смог бы уверенно брать малопродуктивные пастбища по освоение и вкладывать финансовые средства в улучшение земель, получив их в долгосрочное пользование. Налицо острая необходимость увеличения доли качественных сельскохозяйственных земель через преимущественное освоение населением малопригодных земель. Эффективность управления малопродуктивными земельными участками и наличие действенных механизмов доступности их для граждан – одно из необходимых направлений, обеспечивающих продовольственную безопасность страны. При этом ответственность за доведение земель до обрабатываемого состояния или восстановление качества земли лежит на плечах того лица, которое получает эту землю в долгосрочное пользование. 

Решение этих вопросов позволило бы увеличить поступления в бюджет. Предположительно поступления земельного налога в местный бюджет выросли бы в несколько раз. Средняя ставка земельного налога на 1 га пастбища составляет около 10 сомов (по республике), а за 1 га многолетних насаждений она равна 190 сомам. Необходимо отметить, что зачастую плата за аренду присельных пастбищ в местный бюджет даже не производится, а также присельные пастбища освобождены от уплаты земельного налога.

Перевод некоторых присельных пастбищ в категорию многолетних насаждений позволил бы не только уберечь пастбищные участки от деградации, но и частично снять социальную напряженность в регионах. 

В настоящее время, вследствие резкого снижения количества скота, на отгонных и отдаленных пастбищах началось их естественное восстановление. Однако, на ближних, особенно к населенным пунктам массивах пастбищах, процессы деградации продолжают нарастать, поскольку крестьяне часто не имеют средств для перевозки скота на удаленные, особенно отгонные пастбища. Еще одной причиной является то, что на удаленных пастбищах отсутствуют условия для пастухов. Выходом из данной ситуации может служить возможность возведения сооружений легкой конструкции на удаленных, отгонных пастбищах.

В соответствии со статьёй 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» данный проект Закона Кыргызской Республики размещён на официальном сайте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики для проведения общественного обсуждения.

Данный проект Закона Кыргызской Республики соответствует Конституции Кыгызской Республики, законам и законодательству Кыргызской Республики, а также нормам и принципам международного законодательства.

Вместе с тем, принятие данного проекта Закона социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий за собой не повлечёт.

Проект Закона Кыргызской Республики не требует проведения АРВ и других экспертиз.

Дополнительно отмечаем, что принятие обозначенного проекта Закона Кыргызской Республики не требует дополнительного финансирования из государственного бюджета.

 

Депутат                                                                                                                            И. Омуркулов

 

 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (Земельный кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики «О пастбищах»)

 

Наименование НПА

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

1

Земельный кодекс КР

Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Кодексе

13)малопродуктивные сельскохозяйственные угодья - сельскохозяйственные угодья, имеющие маломощный и бесструктурный почвенный слой с низким баллом бонитета и требующие больших затрат по их мелиоративному улучшению, за исключением пастбищ;

Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Кодексе

13) малопродуктивные сельскохозяйственные угодья - сельскохозяйственные угодья, имеющие маломощный и бесструктурный почвенный слой с низким баллом бонитета и требующие больших затрат по их мелиоративному улучшению;

Статья 4. Собственность на землю

4.Пастбища не могут быть переданы в частную собственность или аренду.

Статья 4. Собственность на землю

4.Пастбища не могут быть переданы в частную собственность. Так же, пастбища, за исключением малопродуктивных, не могут быть переданы в аренду.

Статья 8. Земельный налог. Плата за пользование землей

2. Плата за землю вносится в виде арендной платы за пользование землей, за исключением пастбищ. Земельный налог уплачивается в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики.

3. Арендная плата и порядок ее внесения за пользование земельным участком для землепользователя, получившего право пользования земельным участком на условиях аренды, за исключением пастбищ, устанавливается на основе договора.

Статья 8. Земельный налог. Плата за пользование землей

2. Плата за землю вносится в виде арендной платы за пользование землей, за исключением случаев, установленных законом. Земельный налог уплачивается в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики.

3. Арендная плата и порядок ее внесения за пользование земельным участком для землепользователя, получившего право пользования земельным участком на условиях аренды, за исключением случаев, установленных законом, устанавливается на основе договора.

Статья 32. Безвозмездное предоставление земельного участка в собственность или в пользование

2. Малопродуктивные сельскохозяйственные угодья, за исключением пастбищ, могут быть предоставлены гражданам Кыргызской Республики в собственность уполномоченным органом безвозмездно для освоения и ведения сельскохозяйственного производства.

 

Статья 32. Безвозмездное предоставление земельного участка в собственность или в пользование

2. Малопродуктивные сельскохозяйственные угодья, за исключением пастбищ, могут быть предоставлены гражданам Кыргызской Республики в собственность уполномоченным органом безвозмездно для освоения и ведения сельскохозяйственного производства.

2-1. Малопродуктивные присельные пастбища могут быть переданы в аренду гражданам Кыргызской Республики в долгосрочное пользование уполномоченным органом для освоения и ведения сельскохозяйственного производства.

Статья 73. Цели использования земель сельскохозяйственного назначения

2. Для использования земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных в собственность или пользование гражданам Кыргызской Республики и удаленных за пределы пешеходной доступности от населенного пункта, допускается предоставление в собственность или в пользование земельного участка на непригодных для использования в сельском хозяйстве землях или малопродуктивных сельскохозяйственных угодьях для возведения зданий и сооружений. Предоставление земельного участка для возведения здания и сооружения производится уполномоченным органом.

Статья 73. Цели использования земель сельскохозяйственного назначения

2. Для использования земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных в собственность или пользование гражданам Кыргызской Республики и удаленных за пределы пешеходной доступности от населенного пункта, допускается предоставление в собственность или в пользование земельного участка на непригодных для использования в сельском хозяйстве землях или малопродуктивных сельскохозяйственных угодьях для возведения зданий и сооружений, а также сооружений легкой конструкции на пастбищных угодьях, включенных в планы сообществ по управлению и использованию пастбищ. Предоставление земельного участка для возведения здания и сооружения производится уполномоченным органом.

2

Закон КР

«О пастбищах»

Статья 15. Запрещение аренды пастбищ

Передача пастбищ в аренду и субаренду запрещается.

 

Статья 15. Запрещение аренды пастбищ

Передача пастбищ в аренду, за исключением малопродуктивных присельных пастбищ, запрещается.