На общественное обсуждение с 15 июня 2016 года выносится проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики»


Инициаторы:   депутат  Жогорку Кенеша  И.Омуркулов

 

Предложения и замечания просим сообщать по телефону 0312 63-86-51 

 

Номер регистрации № 6-15131/16     10.06.16

 

Пресс-служба Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

 

 

ПРОЕКТ

 

 

Закон Кыргызской Республики

 

О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики

 

Статья 1.

Внести в Налоговый кодекс Кыргызской Республики (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2008 г., № 8, ст.922) следующие изменения:

1) в статье 237 цифры «256-1» заменить цифрами «256-2»;

2) дополнить статьей 256 -2 следующего содержания:

 «Статья 256-2. Поставка товаров, работ, услуг отечественным производителем ювелирных изделий.

 

При поставке товаров, работ и услуг отечественным производителем ювелирных изделий, стоимость сырья золотого и серебряного сплава  является освобожденной от НДС».

 

3) в статье 315:

 

а) часть 1 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

«8) отечественным производителем ювелирных изделий.»;

 

б) дополнить частью 5 следующего содержания:

«5. От уплаты налога с продаж освобождается реализация юридическими и физическими лицами сырья золотого и серебряного сплава отечественным производителям ювелирных изделий».

 

Статья 2.

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.

 

2. Правительству Кыргызской Республики в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

 

Президент

Кыргызской Республики

 

 

Справка обоснование

к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении

изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики»

 

Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» разработан в целях развития ювелирной отрасли в Кыргызской Республике.

Необходимо особое внимание обратить на неравное экономическое соперничество отечественных  и зарубежных ювелиров и создать условия для повышения конкурентоспособности отечественных  ювелирных изделий, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В этой связи, для принятия действенных мер по защите и поддержке отечественных производителей ювелирных изделий путем упрощения налогового администрирования, предлагается освободить ювелирные предприятия от уплаты НДС на стоимость драгоценного металла и от налога с продаж

В соответствии со статьей 256 Налогового кодекса Кыргызской Республики поставка и экспорт золотого и серебряного сплавов и аффинированного золота и серебра являются поставкой, освобожденной от НДС. То есть поставщик драгоценного металла в соответствии с законодательством Кыргызской Республики освобожден от НДС.  Однако, при поставке ювелирных изделий, отечественные производители платят НДС за общую стоимость товара, то есть как за драгоценный металл, так и за свою работу. Таким образом, получается, несмотря на то, что законодательством Кыргызской Республики при поставке драгоценного металла поставщик освобождается от НДС, производитель ювелирного изделия вынужден платить НДС как за стоимость своей работы, так и за стоимость драгоценного металла.

Внесение в Налоговый кодекс Кыргызской Республики вышеуказанной новой статьи будет носить лишь уточняющий характер. Поскольку законодательством Кыргызской Республики уже установлено то, что стоимость драгоценного металла не облагается НДС.

 

В процессе глобализации рынка ювелирной продукции выделились страны, обладающие оптимальными характеристиками для ускоренного развития на их территории ювелирных предприятий, а также масштабных площадок по сбыту готовой продукции. Факторами роста в этих странах, прежде всего, являются:

 - дешевизна рабочей силы;

- смягченные налоговые и таможенные режимы;

- наличие необходимой инфраструктуры и развитый рынок капитала.

Ключевую роль в процессе становления  ювелирной отрасли  в Республике Индия, КНР, Королевстве Таиланд, Мексиканских Соединённых Штатах, Турецкой Республике сыграло наличие особых налоговых, таможенных и административных льгот  для представителей ювелирной отрасли экономики.

Например:

1) в Индии действуют следующие налоговые и таможенные льготы:

- 100% освобождение от налогов на первые 5 лет и 50% освобождение от налогов на последующие 2 года;

- освобождение от таможенных пошлин на импорт основных средств, сырья, запасных частей и др.;

- освобождение от государственного акцизного налога на приобретение основных средств, сырья, запасных частей и др. на внутреннем рынке;

- освобождение от государственного налога с оборота на покупку товаров отечественного производства;

 

2) в Королевстве Таиланд действуют следующие налоговые и таможенные льготы:

- освобождение от налога на доходы корпораций на период 5-8 лет для производственной деятельности;

- освобождение от подоходного налога на доходы от дивидендов на период 5-8 лет;

- освобождение от импортной пошлины и НДС сырья, полуфабрикатов и расходных материалов, оборудования и инструментов, конечных продуктов и товаров;

- нулевой НДС на приобретение у домашних производителей вышеуказанных категорий товаров;

- освобождение от НДС на все торговые операции.

 3) в ОАЭ изделия из золота не облагаются НДС.

 

            Следует особо отметить, что наибольшее количество золота расходуется в ювелирной отрасли Индии и Италии, хотя Индия добывает всего 3,4 т золота в год, а Италия вообще его не добывает. В Кыргызстане же ситуация совсем иная: при добыче в Кыргызстане 18-22 тонн золота  год в ювелирном производстве отечественными производителями используется в среднем всего лишь около 50 килограммов, а остальное золото продается на мировом рынке без НДС. Но если бы только часть из остального золота были изготовлены ювелирные изделия, то выручка на мировом рынке была бы значительно большей.

Таким образом, учитывая мировой опыт государственной поддержки ювелирной отрасли, можно констатировать, что за рубежом национальные правительства предоставляют ювелирным предприятиям значительные налоговые и таможенные льготы, существенно снижают административные барьеры, своевременно трансформируют законодательство в сфере оборота ювелирных изделий, а также активно создают производственную инфраструктуру.

Отечественным производителям необходима аналогичная поддержка, чтобы сделать отечественные предприятия конкурентоспособными на внутреннем и мировом рынках ювелирной продукции.

В свою очередь, освобождение ювелирных предприятий от оплаты НДС на стоимость драгоценного металла и от налога с продаж создаст экономические предпосылки для еще большего роста производства и количества рабочих мест и поступлений в республиканский бюджет.

 

На основании вышеизложенного предлагается на рассмотрениепроект Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики».

 

Депутат Жогорку Кенеша И.Омуркулов

 Сравнительная таблица

к проекту Закона Кыргызской Республики

«О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики»

 

 

Действующая редакция

 

Предлагаемая редакция

 

1.

Статья 237. Освобожденные поставки

Поставка является освобожденной от НДС согласно настоящему Кодексу в том случае, если она является одним из видов поставок, определенных статьями 238-256-1 настоящего Кодекса.

Статья 256-2 редакция отсутствует

 

 

 

 

Статья 315. Освобождение от уплаты налога с продаж

1. От уплаты налога с продаж освобождаются реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг:

1) сельскохозяйственным производителем;

2) сельскохозяйственным товарно-сервисным кооперативом;

3) Агентством по защите депозитов, Фондом защиты депозитов, Национальным банком Кыргызской Республики, за исключением части выручки, полученной от предоставления работ и услуг в сфере отдыха, досуга и развлечений;

4) благотворительной организацией;

5) обществ инвалидов I и II групп, организаций Кыргызского общества слепых и глухих, индивидуальных предпринимателей, у которых инвалиды, слепые и глухие составляют не менее 50 процентов от общего числа занятых и их заработная плата составляет сумму не менее 50 процентов от общего фонда оплаты труда. Перечень данных обществ, организаций и индивидуальных предпринимателей определяется Правительством Кыргызской Республики;

6) дошкольными образовательными организациями (детскими садами, созданными на основе частной формы собственности);

7) частными медицинскими учреждениями кардиохирургической направленности.

Пункт 8 редакция отсутствует

 

 

Часть 5 редакция отсутствует

 

 

Статья 237. Освобожденные поставки

Поставка является освобожденной от НДС согласно настоящему Кодексу в том случае, если она является одним из видов поставок, определенных статьями 238-256-2 настоящего Кодекса.

 

Статья 256-2. Поставка товаров, работ, услуг отечественным производителем ювелирных изделий.

 

При поставке товаров, работ и услуг отечественным производителем ювелирных изделий, стоимость сырья золотого и серебряного сплава  является освобожденной от НДС

Статья 315. Освобождение от уплаты налога с продаж

1. От уплаты налога с продаж освобождаются реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг:

1) сельскохозяйственным производителем;

2) сельскохозяйственным товарно-сервисным кооперативом;

3) Агентством по защите депозитов, Фондом защиты депозитов, Национальным банком Кыргызской Республики, за исключением части выручки, полученной от предоставления работ и услуг в сфере отдыха, досуга и развлечений;

4) благотворительной организацией;

5) обществ инвалидов I и II групп, организаций Кыргызского общества слепых и глухих, индивидуальных предпринимателей, у которых инвалиды, слепые и глухие составляют не менее 50 процентов от общего числа занятых и их заработная плата составляет сумму не менее 50 процентов от общего фонда оплаты труда. Перечень данных обществ, организаций и индивидуальных предпринимателей определяется Правительством Кыргызской Республики;

6) дошкольными образовательными организациями (детскими садами, созданными на основе частной формы собственности);

7) частными медицинскими учреждениями кардиохирургической направленности.

8) отечественным производителем ювелирных изделий.

 

2. От уплаты налога с продаж освобождаются реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг некоммерческой организацией при условии, что оплата не превышает расходы на реализацию этих товаров, выполнение этих работ, оказание этих услуг:

1) для социального обеспечения и защиты детей или малообеспеченных граждан преклонного возраста;

2) в сфере образования, медицины, науки, культуры и спорта.

3. От уплаты налога с продаж освобождается реализация физическому лицу для бытовых целей электроэнергии, теплоэнергии и природного газа.

4. От уплаты налога с продаж освобождается реализация банками аффинированных стандартных и мерных слитков, инвестиционных монет из золота и/или серебра.

5. От уплаты налога с продаж освобождается реализация юридическими и физическими лицами сырья золотого и серебряного сплава отечественным производителям ювелирных изделий